Асимметрия мышечного тонуса у грудничка: Ассиметричный мышечный тонус…когда должен уйти??? — запись пользователя Валя (kamenka137) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное – Полезная инфа про тонус — тонус у новорожденных — запись пользователя Татя (Mnyamka) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

Содержание

Полезная инфа про тонус — тонус у новорожденных — запись пользователя Татя (Mnyamka) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

Мышечный скелет. О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке                      Авторская статья                                                             Версия для печати Рейтинг :                            на основании 318 оценок  Оценить статью Сообщений в обсуждении: 8

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).

  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.

  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.

  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.

  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.

  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).

    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

02.09.2003

Все статьи автора: Алешина Наталья

Взято отсюда

http://www.7ya.ru/article/Myshechnyj-skelet-O-narusheniyah-myshechnogo-tonusa-u-grudnichkov-i-ih-korrektirovke/ слева под ребрами что то перекатывается

Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 30Следующая ⇒

 

Внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса. Если туловище ребенка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону — это повод для беспокойства.

 

При асимметрии тело ребенка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса. Ноги и таз повер­ нуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону. Движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне.

 

Специальный массажи лечебная гимнастика проводятся на фоне об­щеукрепляющих занятий по возрастным комплексам. Основная задача — нормализовать тонус мышц всего тела ребенка, то есть расслабить напря­ женные и укрепить ослабленные мышцы.

 

На стороне повышенного мышечного тонуса(вогнутая сторонадуги) применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание.

 

2Ч.1

На стороне пониженного тонусаделаетсяукрепляющий массаж:

 

поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирую­ щее пощипывание и ударные приемы.

 

Массировать надо все тело ребенка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип.

 

Специальные упражненияобязательно перемежаются и сочетаются срасслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребенка на живот «вы­ пуклым» боком к себе, ближе к краю стола. Обеими руками обхватите ре­ бенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища. Производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна — к подмышечной впадине, другая — к ноге ребенка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сто­ рону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции (рис. 204). В этом положении можно носить ребенка на руках.

 

Рис. 204. Положение гиперкоррекции

 

Кроме этого упражнения, следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их. При движениях конечностей широко используется потряхивание.

 

Повороты со спины на живот также могут способствовать выравни­ ванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через «вогнутый» бок. Задержите малыша во время поворота на несколько секунд, прове­ дите пальцами вдоль позвоночника (рис. 205).

 

Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребе­ нок лежал в строго симметричном положении. (Мысленно проведите прямую линию: нос -— подбородок — грудина — пупок — лобок.) Сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант ко­ торых — две скатки из пеленок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребенка. Для устранения кривошеи, которая часто бывает при асимметрии мышечного тонуса, рекоменду­ ется ряд мер, описанных в специальной главе.

 

 

Рис. 205. Рефлекторное разгибание спины

 

2.М

Некоторые упражнения, способствующие развитию чувства равновесия

 

 

Не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе. Чаще меняйте его положе­ ние в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения.

 

Покачивание в позе «эмбриона» (см.стр.34)

Покачивания на мяче животом и спиной вниз (см.стр.34, 55)

Покачивание на руках.Взяв ребенка на руки лицом к себе и под­держивая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя).

• Взяв ребенка на руки в вертикальном или в горизонтальном поло­ жении, покружитесь с ним в обе стороны.

 

Горизонтальное кружение

 

Встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз (рис. 206). Начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не ут­ ратить равновесия. Меняйте направление кружения — то по часовой стрелке, то против.

 

• А затем покружите ребенка, удерживая его на боку (рис. 207). Повторите кружение, переложив малыша на другой бок.

 

Кружась с малышом, приподнимите его в воздух и еще раз покружи­ тесь вместе с ним. Перед тем как закончить, опустите ребенка вниз по­ чти до пола и снова поднимите вверх.

 

Начинайте упражнение медленно и осторожно. Если по какой-нибудь причине вашему новорожденному что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите теми.

 

Постепенно увеличивайте время занятий с 10- 15 сек. на каждое уп­ ражнение до 30-40 сек. Всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребенок.

 

Покачивание. Попробуйте покачать ребенка в вертикальном поло­ жении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит трени­ ровку опорное™ ног.

 

Лягте на спину и покачайте ребенка над собой. Плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он — самолет. Мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова.

 

Покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое.

 

 

Рис. 206. Кружение на плече

 

Рис. 207. Кружение на боку 236

• Перекатывание «бревнышком».Обеими руками положите малы­ша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение.

 

Когда ваш ребенок научиться самостоятельно перекатываться не­ сколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.

 

Подталкивание.Если ребенок стоит на четвереньках устойчиво,слегка подталкивайте его вперед, назад, в стороны. Упражнение прово­ дится в виде игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.

 

Качание с малышом на руках,на качелях, в гамаке, на каруселях.Позже позвольте ребенку самостоятельно качаться, необходимо лишь

 

подстраховывать его.

 

Кружение за руки

 

Повернув ребенка лицом к себе, возьмите его за запястья и вра­ щайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону (рис 208).

 

Рис. 208. Кружение за руки

 

• Ускорение

 

Поверните ребенка к себе и возьмите иод мышками. Подбросьте его невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребенок ощущает на себе силу гравитации, осо­ бенно в момент, когда падает к вам в руки.

 

Покачивание вниз головой. Для самых смелых родителей! Захватите ребенка цепко за лодыжки и поднимите. Лучше, если он

 

будет находится к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачи­ вать его из стороны в сторону. Когда будете опускать малыша. Будьте особенно осторожны, берегите шею.

 

Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальной беременнос­ ти ребенок в последний месяц перевернут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит. Поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

 

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ ВРОЖДЕННОЙ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ

 

Врожденная мышечная кривошея — одно из самых распростра­ ненных заболеваний новорожденных. Основной причиной его принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, травму ее во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника.

 

Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на бо­ ковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова накло­ няется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой — наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запро­ кидывается назад и несколько выдвигается.

 

Таким образом, при односторонней мышечной кривошее голова ребен­ ка наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противополож­ ную. При выраженной кривошее часто встречается асимметрия лица и черепа ребенка: надплечье, лопатка и ключица расположены выше на больной стороне. Сама пораженная мышца утолщается, уплотняется и уко­ рачивается, иногда в ее’ нижней части обнаруживается припухлость.

 

Лечение начинается рано, с 2-3-недельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную гимнастику.

 

Лечение положением

 

Ребенок должен лежать на полужестком матрасе, лучше без подуш­ ки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пе­ ленку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение со взрослым были со стороны кривошеи (пораженной мышцы).

 

Можно укладывать ребенка в корригирующее положение с помощью кольца, обернутого тканью и положенного под затылок, а также непол­ ных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2-3 раза в день во время сна ребенка (рис. 209).

 

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребенка.

 

Первое время вы должны быть поблизости от ребенка и следить за его состоянием. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

 

Ребенка надо чаще укладывать на бок. Если ребенок спит на стороне кривошеи, то под голову кладется высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно пра­ вильно носить ребенка наруках.

 

Рис. 209. Корригирующее положение

 

1. Взяв на руки ребенка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это по­ ложение своей щекой (рис. 210).

 

2. Взяв на руки малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка накло­ нитеее в здоровую (рис. 211).

 

3. Носите ребенка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая ее в здоровую сторо­ ну (рис. 212).

 

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (асимметрией) или при постоянном од­ ностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

 

Массаж

 

С самого начала лечения массаж занимает ведущее место, проводит­ ся на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка.

 

 

Рис. 210. Правильное ношение ребенка на руках. I вариант

 

 

Рис. 211. Правильное ношение ребенка на руках. II вариант

 

 

Рис. 212. Правильное ношение ребенка на руках. III вариант

 

Особенностимассажа

 

При массировании спины следует выделять воротниковую область: проводится поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной стороне применяются расслабляющие приемы (поглаживание, вибрация, нежное растяжение) — по надплечьям и укрепляющий массаж (растира­ ние, пощипывание, пунктирование, поколачивание) — в области лопатки.

 

При массаже грудной клетки применяют расслабляющие приемы на больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют симметрично.

 

Массаж грудшю-ключично-сосцевидной мышцы проводится крайне тщательно и осторожно. Для расслабления массируемой мышцы головадолжна быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце применяются только расслабляющие приемы, нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, поду­ шечкой одного пальца), вибрация (по ходу мышцы). Ребенок не должен чувствовать боли. Здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу мас­ сируют более энергично.

 

При асимметрии лица можно массировать щеку, применяя со здоро­ вой стороны поглаживание и растирание, с больной стороны — поглажи­ вание и вибрацию в направлении вниз.

 

Лечебная гимнастика

 

Выкладывание на бок и рефлекторное разгибание позвоночника на боку (см. рис. 213).

 

Поворотысо спины на живот.

 

Эти упражнения способствуют подниманию головы в здоровую сто­ рону и повороту в больную, т. е. коррекции кривошеи.

 

Выкладывание на бок и повороты делают в соотношении 1:2, 1:3, т. е. больше на «здоровом» боку.

 

Очень полезно плавание на боку, особенно на «больном» (рис. 214):

 

Примерное занятие при врожденной кривошее с ребенком

 

в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.

 

2. Массаж груди.

 

3. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи по сторо­ не кривошеи.

 

4. Массаж мышц щек на здоровой стороне (поглаживание, растира­ ние, разминание).

 

 

 

Рис. 213. Разгибание позвоночника на боку

 

 

Рис. 214. Плавание на боку

 

5. Корригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок (соотношение 3:1).

6. Поглаживающий массаж грудинно-ключично-сосцевидной мыш­ цы с обеих сторон.

7. Выкладывание на живот.

 

8. Общий поглаживающий массаж спины.

 

9. Рефлекторное ползание.

 

10. Поглаживающий массаж спины и шеи.

 

11. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

 

12. Поглаживающий массаж живота.

 

13. Повторение приемов специального массажа шеи.

 

14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

 

15. Поглаживающий массаж рук и ног.

 

В течение дня необходимо 3-4 раза выполнять некоторые приемы массажа шеи, специальные гимнастические упражнения (5-10 мин).

 




Асимметрия тела у грудничка — Педиатрия

Олеся Фёдорова, Женщина, 30 лет

Добрый день! Я бы хотела получить консультацию по поводу асимметрии тела у ребенка. Девочке 6,5 месяцев. Родилась 3780 кг, 8-9 баллов, кесарево в родах. Воды зеленые. Безводный период 11 часов. Я считала, что ребенок здоров, так мне сказали в роддоме. В 5 месяцев заметила, что у нее одна ножка короче на 1,5-2 см . У нее явный перекос бедер. Так же, у нее асимметрия всего тела, начиная с черепа. Ножка правая короче и она поджата в районе ахиллова сухожилия. Правое плечо резко вверх. Левое бедро ниже, нога левая длиньше. Ребенок вообще вся дугой с головы до ног (буквой с). По ортопедии ничего не находят. Дисплазии нет (узи и рентген тазобедренных суставов в норме) . Невролог пишет: «хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке, хватает, ощупывает руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок и на живот, чаще влево. При потягивании за руки спдится, с поддержкой сидит. Лежа на животе опирается на предплечья под прямым углом , приподнимает верхнюю часть туловища (верхний рефлекс Ландау). Внимательно следит за движущимися предметами. Сформированы зрительно-моторные координации. Произвольно хватает предметыразличает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие звуки, протяжные. Более четко произносит гласные зыуки. Череп 42см, грудь 42,5. Поворот головы влево. Глазные щели D>Sконвергенция не нарушена. Движение глазных яблок в полном объеме, лицо симметричное (хотя позже врач заметила асимметрию, но уже не стала писать) нистагма нет. Язык в полости рта, голос звонкий, глотание не нарушено. Движения головы не ограничены ? Напряжение киват. Мышцы справа. Движения активные в полном объеме, пассивные в полном объеме, мышечный тонус дистоничен. Гипотония в плечевом поясе. Аддукторный спазм справа. Асимметрия бедренных складок выше справа. Выраженная астазия-абазия, шанг с колен есть. За руки подтягивается, но слабо. Лежа на животе часто отводит руки назад. Чувствительность не нарушена. Рефлексы прверхностные и сухожильные D=S, патологические рефлексы отсутствуют. Диагнозы: последствие гипоксии, синдром мышечной дистонии. Прив. Поворот головы влево, тонич. Кривошея. Общая гипотония с правосторонним гемисиндромом. Энцефалопатия неуточненная. Рекомендации: электрофорез с эуфеллином на воротниковую зону, кортексин, остеопат. Кортексин мы прокололи, начали делать массаж -заболели. Вылечились — продолдаем массаж и электрофорез. Сделали 8 сеансов массажа. Изменений нет вообще! Ребенок так же отводит руки назад лежа на животе. Остеопат работает с шеей. По ее словам улучшения есть. Но воз и ныне там. Ребонок по-прежнему дугой. По-прежнему ножка короче, асимметрия всего тела в том же состоянии. Невролог говорит, что все эти диагнозы не страшные и массажами все исправится. Я очень волнуюсь. Нам уже потчи 7 месяцев, ползать и сидеть мы даже не планируем еще…. хотелось бы послушать мнение еще одного специалиста. Что делать в таком случае? Узи мозга у нас в норме. Я так понимаю, что руки у ребенка сильные, а плечевой пояс слабый. Поэтому она руки все время отводит назад. Очень пугает асимметрия, которая не проходит. Остеопат говорит, что это долгий процесс и быстро все не исправится. Насколько долгий процесс? И могу ли я действительно надеяться, что с такими диагнозами мы будем здоровенькими? Спасибо!

Тонус или врожденная мышечная кривошея

Продолжаем цикл публикаций о врождённых патологиях у новорождённых. В данной статье мы расскажем, как отличить мышечный тонус от кривошеи.

Тонус или врожденная мышечная кривошея (ВМК)?

Врождённая мышечная кривошея (ВМК) — одно из самых распространенных заболеваний новорождённых, по распространенности занимает 2-3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости. Данный диагноз часто ставится специалистами, но иногда он не подтверждается. Возможно, у малыша мышечный тонус. Постараемся разобраться, чем отличаются эти диагнозы и что делать родителям в каждом случае.

Основной причиной ВМК принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, травму её во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника. Грудино-ключично-сосцевидная мышца — парная, расположена на боковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова наклоняется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой — наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запрокидывается назад и несколько выдвигается.

Таким образом, при ВМК голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II-III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза.

Если вы не обнаружили вышеперечисленных признаков ВМК, но малыш любит держать голову в одну сторону, спать на одном боку то, скорее всего, присутствует мышечный тонус. Понаблюдайте за вашим малышом, и вы заметите, что движения ребёнка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать её в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц — сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический тонус). Но тонус бывает разным. Различают гипертонус (повышенный тонус мышц) и гипотонус (пониженный тонус).

Мы рассмотрели основные признаки заболеваний. Теперь поговорим об их лечении.

Лечение ВМК начинается рано (с 2-3-недельного возраста) и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную физкультуру.

При лечении положением ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе, лучше без подушки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пелёнку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение со взрослым были со стороны поражённой мышцы.

Можно укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью кольца, обёрнутого в ткань и положенного под затылок, а также неполных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2-3 раза в день по 1,5-2 часа. Поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство эффективно и легко в применении.

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребёнка. Первое время вы должны наблюдать за малышом. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

Ребёнка надо чаще укладывать набок. Если ребёнок спит на стороне кривошеи, то под голову кладётся высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно правильно носить ребёнка на руках:

  1. Взяв на руки ребёнка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.
  2. Взяв малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка наклоните её в здоровую.
  3. Носите ребёнка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая её в здоровую сторону.

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (ассиметрией) или при постоянном одностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

С самого начала лечения ВМК массаж занимает ведущее место, проводится на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Массаж назначается врачом, проводить его должен квалифицированный специалист. После первого курса массажа, проведённого опытным специалистом, повторные курсы могут проводить родители, внимательно наблюдающие и обученные массажистом.

Курс ЛФК составляет 15-20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1-1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должён получить 3-4 курса комплексной терапии и еще 2-3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3-4 раза в день по 5-15 мин.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35-36 градусов.

Тонус или врожденная мышечная кривошея (ВМК)?

Специальные упражнения в воде:

  1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка, лежащего на спине, подушечками больших пальцев выполняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).
  2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за голову то в правую, то в левую сторону.
  3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову так, чтобы пораженная сторона была на наружной части круга.
  4. Ребенок в чепчике лежит на спине, ножки опущены. Методист выполняет движение руками в стороны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.
  5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подбородок, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными пружинящими движениями приподнятое надплечье удерживают в воде.

При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты. При невозможности коррекции кривошеи массажем и ЛФК прибегают к операции. Выделяют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются до 9-12 месяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

С тонусом мышц поможет справиться массаж. Это самый эффективный способ привести мышцы к нормальному состоянию, то есть уравновесить тонус мышц — сгибателей и разгибателей конечностей. Однако перед проведением процедур необходима консультация невролога, так как возможны случаи, когда использование только массажа недостаточно.

При массаже следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. В частности, мышц — разгибателей и сгибателей. На руке сгибатели расположены на её внутренней поверхности, на ноге — на задней поверхности. Массаж сгибателей должен понижать тонус. В этом случае применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. Массаж разгибателей направлен на повышение тонуса. Делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

Комплексы ежедневных занятий с малышом вы можете найти на нашем сайте. Занятия рекомендуют проводить по достижении малышом 2 месяцев, если нет других назначений врача. Перед началом занятий проконсультируйтесь у опытного массажиста о том, как делать массаж правильно. Ведь у занятий на уравновешивании тонуса мышц есть свои особенности. Например, при гипертонусе мышц — сгибателей конечностей можно использовать только те упражнения, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные (когда ребёнок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то до 3 месяцев они не должны проводиться, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребёнка и опасностью насилия над ним.

Главной целью массажа при показаниях мышечного тонуса является уравновешивание тонуса мышц — сгибателей и разгибателей рук и ног. Количество сеансов и их продолжительность назначаются индивидуально.

Растите здоровыми!

Подагова Екатерина, невролог
Медников Николай, детский массажист
Соколова Елена,
администратор сайта детского массажа www.kindermassage.ru
Статья предоставлена сайтом детского массажа www.kindermassage.ru

асимметрия мышечного тонуса у грудничка 3 месяца лечение |

Тонус мышц у 2 месячного ребенка

Тонус и гипертонус мышц у ребенка

В каждой второй карточке ребенка можно увидеть запись «мышечная дистония», то есть повышенный или пониженный мышечный тонус. Правда, то, что мышечный тонус у новорожденный и детей постарше встречается очень часто, не значит, что можно забыть об этом и не обращать внимания, но и излишняя паника тоже ни к чему хорошему не приведет.

Для малыша тонус мышц -это не только основа движения, но и важный показатель состояния нервной системы и общего самочувствия. Нарушения в работе мышечного тонуса зачастую лишь симптом, важный сигнал, указывающий на целый ряд проблем. Например, гипертензия -повышенное внутричерепное давление -у младенцев всегда сопровождается мышечной дистонией.

Да, существует масса примеров, когда ребенок с этим живет, но зачем рисковать? А тем, более, если учесть, что в первые месяцы можно с этим разобраться раз и навсегда.

Нарушение мышечного тонуса, на самом деле, может стать причиной задержки психического и физического развития малыша. Такие детки позже положенного начинают ползать, садиться и вставать.

Точный диагноз, повышенный или пониженный тонус, может поставить только специалист-невропатолог. Твоя задача просто обратиться к врачу, если тебе кажется, что с ребеночком что-то не так. Естественно, что больше внимания стоит уделить детям, которые родились раньше срока, с маленьким весом или в результате кесарева сечения.

Даже если родителям кажется что все хорошо, в течение 1-го года жизни малыша раз в 2-3 месяца необходимо показывать невропатологу.

Как повышенный, так и пониженный тонус мышц может испортить ребенку осанку, стать причиной косолапости и сказаться на походке. Гипертонус мышц может перейти в гиперактивность, а это послужит причиной невнимательности, агрессивности.

Дети с пониженным тонусом вялые, неактивны

Источник

Асимметрия мышечного тонуса

Повышенный или пониженный тонус у новорожденного – явление достаточно широко распространенное и всем известное. А вот, что такое асимметрия мышечного тонуса знают не все. Хотя все очевидно даже из самого определения.

Итак, об асимметрии говорят, когда мышечный тонус у ребенка на одной половине тела выше, чем на другой. Его достаточно легко увидеть по положению малыша: туловище изгибается, словно по дуге, при этом голова и таз оказываются развернутыми в одну сторону (в ту, где мышцы напряжены больше).

Если данное положение имеет место, но вы сомневаетесь, что это действительно признаки асимметрии мышечного тонуса, посмотрите на бедренные и ягодичные складки, они также будут ассиметричны.

Все равно сомневаетесь? Тогда проведите еще небольшой тест. Выложите ребенка на живот и посмотрите, как он себя поведет. При асимметрии мышечного тонуса он сразу же будет заваливаться на тот бок, где тонус повышен.

При появлении подобных симптомов не теряйте времени, и обратитесь за консультацией к профессионалам. Если проблему запустить, может развиться спастическая кривошея.

Но учтите и тот факт, что асимметрию мышечного тонуса у новорожденного в первые месяцы жизни может провоцировать положение головы относительно тела. Что имеется ввиду? Дело в том, что даже у абсолютно здорового малыша тонус может стать асимметричным, если голова будет повернута в одну из сторон.

Например, ребенок, лежа в манеже, заметил что-то интересное справа или слева от себя и, повернув голову, рассматривает заинтересовавший предмет. И если вы в это время будете пытаться заметить у него признаки асимметрии тонуса мышц, вы их обязательно обнаружите. Хотя по сути проблем с тонусом у маленького нет.

Кстати, именно по этой причине, во время осмотра врач просит придержать голову малыша, чтобы она не была повернута в сторону. Т

Источник

Мышечный скелет. О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке

Нарушения мышечного тонуса у детей. Диагностика тонуса. Массаж

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

Повышенный тонус (гипертонус).Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже в

Источник

Мышечный тонус

Нарушения мышечного тонуса малыша могут быть симптомом многих серьезных болезней — таких как рахит или патологии нервной системы. Вот почему своевременная диагностика и грамотная коррекция имеют особое значение именно на первом году жизни ребенка.

На первом году жизни малыша происходит активный рост и развитие мышечной системы, которая обеспечивает способность ребенка сначала держать головку, затем сидеть, стоять и ходить. А мышечный тонус — это важнейшая характеристика ее состояния и работоспособности. Для того чтобы своевременно обратиться за медицинской помощью, родителям важно владеть информацией о том, что такое нормальный мышечный тонус, а также знать признаки его повышения или снижения.

Что такое мышечный тонус

Мышечный тонус — это легкое напряжение мышц при отсутствии нагрузки, при котором мышца выглядит плотной, а также это сопротивление, которое возникает при пассивном сгибании рук и ног. Таким образом, даже в состоянии покоя все мышцы рук, ног и туловища не находятся в расслабленном состоянии.

Для того чтобы тело приняло ту или иную позу, даже в положении лежа или во время сна, совершается определенная мышечная работа: одна группа мышц сокращается, другая расслабляется. В отсутствии нормального мышечного тонуса невозможно полноценно совершить то или иное движение. Мышечный тонус — это один из важнейших показателей состояния мышечной системы и состояния здоровья в целом.

К нарушениям мышечного тонуса может приводить не только патология самой мышечной ткани, но и заболевания других органов и систем, в особенности нервной системы.

Мышечный тонус оценивает педиатр при каждом осмотре ребенка. Визуально уже по положению, в котором лежит малыш в состоянии покоя, можно судить о работе его мышечной системы. У здорового новорожденного в норме тонус мышц сгибателей рук и ног немного повышен, вслед

Источник

Нарушения мышечного тонуса у детей: гипотонус, гипертонус, дистония

Тонус – это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечение его движений. Правильное соотношение тонуса различных мышц – это условие правильного экономного движения.

Мышечный тонус новорожденного

Развиваясь  в животе у мамы, ребенок  находится в позе эмбриона: ноги согнуты в коленях, слегка разведены и прижаты к животу, руки согнуты в локтевых суставах, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы прижаты к ладони, голова расположена по средней линии, положение правой и левой сторон симметричны. Мышцы ребенка при этом напряжены. После рождения в течение месяца ребенок продолжает поддерживать эту позу. Однако в норме мышцы не должны быть слишком напряжены – можно разогнуть конечности, разжать кулачки. До года жизни повышение мышечного тонуса физиологическое, то есть вариант нормы, причем в сгибательных мышцах тонус выше, а в разгибателях ниже и тонус обязательно симметричен. С возрастом, примерно к 6 месяцам тонус постепенно равномерно  снижается.   Определяют мышечный тонус как сопротивление пассивным движениям. У нормального новорожденного, удерживаемого горизонтально на животе (на руке врача) происходит разгибание головы, туловища и ног (рефлекс Ландау).

Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, при этом малыш плачет, запрокидывает голову назад, раздраженно реагирует на свет и звук – это мышечный гипертонус – чрезмерное мышечное напряжение. Гипертонус может быть общий, по гемитипу – одноименные рука, нога, только руки, только ноги.

Если ребенок вял, ручки и ножки вяло лежат вдоль тела, малыш мало двигается, не пытается взять игрушку, перевернуться удержать голову – это гипотонус – сниженное мышечное напряжение.

запор у младенца что кушать маме
Новорожденный ребенок получает весь комплекс полезных веществ с материнским молоком. Что кушать кормящей маме чтобы не было запоров у ребенка? В период кормления очень важно придерживаться определенной диеты.

У н

Асимметрия мыш

Источник

Мой ребенок — онлайн журнал для современных родителей Сайт для родителей и будущих мам. У вас есть вопросы о материнстве, воспитании ребенка или подготовке к родам? У нас есть ответы на все! Куча практических советов и отзывов от реальных мам. Что сделать обязательно, а чего лучше не делать – мы подскажем. Мой Ребенок — портал успешных мам в Украине!

Мышечный тонус у грудничка: как распознать?

Мышечный тонус бывает четырех видов, о которых далее пойдет речь. Виды мышечного тонуса 1. Повышенный тонус (мышечная гипертония, г

Виды мышечного тонуса

При таком диагнозе ребенок выглядит скованным, неактивным, зажатым. У него даже во сне ножки постоянно подтянуты к животику, ручки скрещены на груди, согнуты во всех суставах, кулачки стиснуты, большие пальчики прикрыты сверху остальными четырьмя. Проснувшись, кроха не потягивается сладко всем телом, как положено здоровому ребеночку: этому мешают напряженные сгибатели конечностей. Такие малыши, как правило, с рождения уверенно держат голову, радуя своим достижением родителей. Однако в подобном случае следует скорее насторожиться. Дело в том, что в норме этот навык окончательно формируется только в 3 месяца. Так что радоваться в данном случае нечему: просто у ребенка тонус затылочных мышц слишком высокий.

Малыш выглядит обмякшим, ножки и ручки выпрямлены, как у ватной куклы, при этом они слишком сильно разгибаются в локтевых и коленных суставах — больше, чем на 180 градусов. Детские ладошки раскрыты, кисти ручек отвисают вниз и развернуты наружу, хватательная функция ослаблена — ребенок вовсе не удерживает в ручке мамин пальчик или игрушку либо делает это недостаточно хорошо.

с младенцем в тайланде
Или уж не дергаться млаженцем останвоиться где была в Кози Бич — он тоже не в центре. Поиск и бронирование отелей по лучшим ценам без предоплаты Аренда квартиры, дома:

Если ручная кладь тяжеловата или просто громозд

Еще один тревожный симптом: выложенный на пеленальном столике на животик малыш не сгибает ручки перед грудью, чтобы опереться на них, а отводит их в стороны или назад. Кроха словно распластывается

Источник

Тонус мышц ребенка 3 месяца

Гипертонус мышц у ребенка в 3 месяца

Все младенцы рождаются с гипертонусом мышц: сжаты в кулачки пальчики, ножки подтянуты к животику, ручки согнуты в локтях. Если он не сильно выражен, то это считается нормой и через 90 дней после родов начинает постепенно проходить. Как правило, при плановом осмотре состояние искажения мышечного тонуса у малыша врач определяет сразу. Однако, если нет возможности посетить педиатра, то у ребенка в 3 месяца можно заметить гипертонус мышц самостоятельно.

Плохой сон у крохи. Детки с этой проблемой очень плохо спят: сон у них кратковременный и беспокойный. Если присмотреться к ребенку, то родители обнаружат, что у него голова закинута назад, а ножки и ручки плотно прижаты к животику. Попытка разогнуть конечности приводит к сильному плачу у крохи.

Малыш делает шажочки на цыпочках. В 3 месяца ребенок должен перебирать ножками, имитируя ходьбу. Чтобы проверить правильность этого процесса, достаточно кроху взять подмышки и поднять над поверхностью стола, посмотрев на его реакцию. Здоровый малыш начнет активно делать шажочки, наступая на всю стопу, а ребенок с гипертонусом мышц начнет опираться на цыпочки, подтягивая пальчики ног на себя.

Во время плача кроха запрокидывает голову. Это тоже один из симптомов. Дети с этим недугом становятся очень раздражительными, и малейший звук может привести их в состояние плача. При этом малыши запрокидывают назад голову, а подбородок у них начинает дрожать.

Родителям нужно понимать, что если у крохи есть подобные симптомы, то консультации невролога им не избежать, потому что, в зависимости от причин, схем лечения может быть несколько. Как правило, это совокупность массажа, гимнастики, ароматерапии и лекарств.

Стоит отметить, что любые медикаментозные препараты, такие как, например, Фенибут, при гипертону

Источник

Синдром мышечной дистонииЛечение синдрома мышечной дистонии у детей первого года жизни Подробней — синдром мышечной дистонии — запись пользователя СВЕТЛАНА (id1105611) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Ортопедия

 Лечение синдрома мышечной дистонии обязательно должно быть комплексным:

1. Массаж и лечебная гимнастика

2. Аквагимнастика

3. Медикаментозное (назначается невропатологом)

В противном случае добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления вряд ли получиться. При этом основной упор в восстановительном лечении у детей с легкими и средней тяжести нарушениями мышечного тонуса делается на специальный массаж и гимнастику. Для ребенка первого года жизни наиболее эффективен общий массаж, который проводится с акцентами на проблемные области. Массаж и гимнастика стимулируют моторное и эмоциональное развитие ребенка, делают его более гибким и подвижным, обучают новым двигательным навыкам. Внимание! Нагрузка, длительность массажа и количество курсов подбирается индивидуально для каждого ребенка лечащим врачом и массажистом.

Начинать массаж лучше всего, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Заметим! Медикаментозное лечение, как правило, "подгоняется" под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить "остаточные" рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой

водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемыйщадящий массаж— он расслабляет и успокаивает.  Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть

и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогаетлечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче.Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

При повышенном мышечном тонусе для его нормализации используются так же следующие приемы:

1. Поза эмбриона

Руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. Удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. Время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. При новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. Способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет.

2. Потряхивание по Фелпсу

Вышележащую часть конечности фиксируют и производят вначале короткие и плавные движения потряхивающего характера нижележащей части, по мере наступления расслабления мышц, подвергающихся потряхивающим движениям, амплитуда и скорость потряхивания возрастают. Для расслабления всей конечности потряхивание производят за ее дистальный отдел (за кисть с фиксацией лучезапястного сустава). Для расслабления мышц всего тела ( у детей до 4-летнего возвраста) производят колебательные движения предварительно выпрямления тела ребенка.

3. Сближение мест прикрепления мышц

Производят движение в сторону действия напряженной мышцы и в таком положении держат несколько секунд.

4. Методика снижения мышечного тонуса по Семеновой

а) Взяв ребенка за кончики пальцев и покручивая их в одну и в другую сторону, можно добиться снижения тонуса мышц-сгибателей пальцев и выработки экстензии пальцев и даже кисти.

б) Если ребенку, имеющему в вертикальном положении высокий тонус приводящих мышц бедер и в связи с этим опирающемуся на ноги с перекрестом на уровне голеней или бедер, отвести назад плечи ( прием Фелпса), у становив лопатки у позвоночного столба, и провести стимуляционный точечный массаж в области углов лопаток, то у ребенка снизится тонус приводящих мышц бедер. Появится возможность более правильной опоры на ноги. Шаговые движения производят уже без перекреста, имевшего место ранее. Удержание головыв вертикальном положении также значительно улучшится.

в) У детей с высоким мышечным тонусом нижних конечностей при вертикальном положении тела с перекрестом на уровне бедер и отсутствием шаговых движений в ряде случаев эффективно применение следующего упражнения.

Захватив оба плеча с двух сторон четырьмя пальцами, а первые пальцы поставив симметрично у внутренних краев лопаток, методист мягко разводит ребенку плечи назад с одновременной стимуляцией первыми пальцами мышц, приводящих лопатки к позвоночному столбу. После проведение такого приема у ребенка снижается тонус приводящих мышц бедер и уменьшается или исчезает перекрест ног. После этого ребенка берут под мышки и на весу покачивают так, чтобы его тело совершало движения вперед свободно, не касаясь поверхности стола, а назад — качательное движение, касаясь пятками поверхности стола, покрытого грубой тканью. В этом приеме сочетается одновременно расслабление мышц путем влияния большой грудной мышцы на приводящие мышцы бедер, покачивание и одновременное усиление потока афферентации в результате проведения пятками ребенка по поверхности стола. Прием повторяют несколько раз, после чего ребенка ставят на ноги, наклоняют вперед и снова разводят лопатки. В результате таких действий ребенок начинает совершать достаточно правильные шаговые движения с опорой на полную стопу и без перекреста ног.

5. Снижение мышечного тонуса с помощью точечного массажа ( тормозной метод).

Осуществляется на биологически активных точках. На избранной точке кончиком пальца производится спиралеобразное медленное вращение, с постепенным усилением надавливания, до появления ощущения тяжести или онемения. После этого вращательные движения прекращаются, но остается давление на точку с той же силой. Затем снова начинают вращательные движения с постепенным ослаблением давления до 0. Такой цикл повторяется несколько раз до появления расслабления (в пределах 2 мин).

Курсы расслабляющего массажа проводятся почти непрерывно (с промежутками в 4-5 дней ) в течение первого года жизни.

Гимнастика и лечебная физкультура обычно назначаются курсами по 15-20 ежедневных занятий, после которых следует перерыв в 1-1,5 месяца.

Внимание! Если массаж или какие-либо процедуры заставляют ребёнка напрягаться и плакать, — это может привести к ещё более сильному напряжению мышц и расстройству нервной системы.

Синдром мышечной дистании


Одним из самых частых диагнозов врача невролога ребенку первого года жизни это синдром двигательных расстройств (нарушение мышечного тонуса или синдром мышечной дистонии). Родителей часто интересует в чем причина данной проблемы, каковы последствия и прогнозы этой патологии?

Нарушение мышечного тонуса у новорожденных и детей первого года жизни чаще всего обусловлено гипоксически-ишемической энцефалопатией. Это повреждение головного мозга является следствием двух причин: гипоксии (недостаток кислорода, поступающего) и ишемии (нарушение кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь гипоксии).

Согласно современным представлениям, неблагополучное течение беременности у матери ведет к гипоксии плода. При этом факторами высокого риска развития внутриутробной гипоксии плода являются: переношенная беременность, гестозы, многоплодная беременность, угроза прерывания, кровотечения и инфекционные заболевания, сахарный диабет и другие сопутствующие заболевания у беременной, курение, алкоголизм или наркомания у беременной; а также задержка внутриутробного развития или другие виды заболевания плода, выявленные при различных обследованиях плода. Факторами риска острой гипоксии у плода в родах являются кесарево сечение, аномальные предлежания плода, преждевременные роды, длительный безводный промежуток (более 24 часов), стремительные роды, предлежание или преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, разрывы матки, и многие другие. Таким образом, любой из множества причин достаточно для возникновения у новорожденного и ребенка первого года жизни различных нарушений неврологического статуса.

Одно из проявлений энцефалопатии — синдром двигательных расстройств. Клиническими признаками синдрома мышечной дистонии являются переменный мышечный тонус (чередование гипертонуса и гипотонии мышц), патологическая установка кистей («тюленья лапка», «когтистая кисть», «ластовидная кисть») и стоп (пяточные, варусные — опора на наружный край стопы, вальгусные — опора на внутренний край стопы, эквино-варусные — передние отделы стоп повернуты внутрь или эквино-вальгусные стопы — стопы развернуты наружу. Все рефлексы как правило не нарушены и симметричны.

Синдром мышечной дистонии может быть двух типов: с преобладанием гипертонуса или гипотонии. При синдроме мышечной дистонии с преобладанием гипертонуса чаще всего гипертонус наблюдается в нижних конечностях (ногах) и в меньшей степени в верхних (руках). Гипертонус характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, снижением спонтанной двигательной активности. Гипертонус превалирует в разных группах мышц: сгибателях, разгибателях или приводящих мышцах. Синдром мышечной гипертонии у разных пациентов варьирует от легкого сопротивления пассивным движениям до наличия полной скованности. При преобладании гипертонуса конечностей нарушается развитие их функций, при гипертонусе рук — хватательной способности, ног — становление опорной реакции ног, а дальнейшем задерживается умение ходить. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением мышечного тонуса различной степени, а также снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема, по степени распространенности может быть как локальным так и диффузным (общим). При осмотре ребенка с гипотонусом отмечается характерная поза и снижение двигательной активности. Чем раньше появляются и чем дольше сохраняются проявления синдрома мышечной гипотонии, тем менее благоприятен прогноз.

Выделяют следующую разновидность синдрома двигательных нарушений — асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус одной стороны тела отличается от тонуса другой. Иногда при этом тело изгибается дугой, и голова чаще повернута в одну сторону, ребенок начинает переворачиваться только в одну сторону, ползать, подтягивая одну ногу, ставить одну ногу на мысок, а другую на полную стопу. В дальнейшем у детей синдром двигательных расстройств может отмечаться задержка статико-моторного развития или изменение последовательности этапов приобретения двигательных навыков. У большинства детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией и синдромом мышечной дистонии удается добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о