детский аутизм

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме 

http://www.trkterra.ru/sitegalleryfile/3578 

 

 

Согласно статистике, сегодня аутизмом страдает в среднем 1 на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 на 80. Последние годы наблюдается рост аутистических расстройств во всём мире, по данным, опубликованным в декабре 2009 года американскими центрами по контролю и профилактике заболеваний каждый 110 ребёнок (каждый 70 мальчик) Америки страдает расстройством аутистического спектра. В то время, как 20 лет назад статистика составляла 1 случай на 500 детей.  Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией. Как это заболевание проявляется? В каком возрасте его можно диагностировать? Какое количество детей удается вытянуть из этого состояния? 

Аутизм – это психическое расстройство, которое проявляется в первые 3 года жизни ребёнка. Заподозрить аутизм возможно уже в младенческом возрасте, однако окончательный диагноз реально установить, как правило, к 3 годам. Несмотря на то, что за последние десятилетия накоплено достаточно много информации об этом расстройстве, до сих пор не найдены ни точные причины его возникновения, ни способы полного излечения. 

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. 

Особенности проявлений: 
дети легко возбудимы и иногда агрессивны;часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты и др. 
Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического (шизофрения, хромосомные аберреции, врожденные нарушения обмена) или экзогенного (внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга) происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и, прежде всего, - с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний (по мнению Лебядинской К.С.). 
Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма как особой аномалии развития была почти одновременно очерчена Л. Каннером (1943), Г.Аспергером (1944, 1946) и С.С.Мнухиным (1947). Л.Каннером выделена типичная для этого состояния основная триада симптомов: первое - аутизм с аутистическими переживаниями, второе - однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи. 


Основные клинические варианты расстройств спектра аутизма 


Детский аутизм, или синдром Каннера (
F84.0) 
Детский аутизм, или синдром Каннера – расстройство общего психического развития, которое проявляется у детей в возрасте до 3 лет без предшествующего периода нормального развития и характеризуется грубым нарушением социального взаимодействия, общения и ограниченным, стереотипным поведением. 

У детей с синдромом Каннера отсутствует социо-эмоциональная взаимность, что проявляется в отсутствии реакций на эмоции других людей и/или отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией. Для них характерен низкий уровень интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения, качественные нарушения в общении выступают в форме неадекватного социального использования имеющихся речевых штампов, недостаточной пластичности и экспрессивности речи, невозможности организовать свою игровую деятельность со сверстниками, низкой синтонности и отсутствия взаимности в общении. Детский аутизм ограничен повторяющимися и стереотипными интересами, поведением и активностью. Стереотипное поведение обычно сопровождается негативизмом по отношению к новым видам деятельности, а также к попыткам изменить старые привычки. Нередко наблюдается особая привязанность к необычным неигровым предметам, особенно в раннем детском возрасте. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов не функционального характера. Может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями, часты моторные стереотипии. Дети проявляют особый интерес к нефункциональным элементам предметов, таким как запах или осязательные качества поверхности, противятся изменениям в заведенном порядке или деталях окружения, таких как украшения или меблировка дома. 
Помимо перечисленных специфических диагностических признаков, у детей с аутизмом часто обнаруживают ряд неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения, например, в результате кусания запястий, ударов головой об стену. 
Характерные для синдрома Каннера специфические проявления дефекта социализации, общения и интересов меняются по мере взросления ребенка, но сохраняются и в зрелом возрасте. Такие дети могут иметь различный уровень развития интеллекта. Примерно в 75% случаев регистрируется умственная отсталость, она может в значительной мере рассматриваться как результат некомпенсированного нарушения развития, как исход заболевания. Тяжесть когнитивной недостаточности во многом зависит от эффективности медико-социальной реабилитации и своевременного начала терапии. Нередки случаи, когда в возрасте 3-4 лет нарушения когнитивного функционирования у ребенка с детским аутизмом оценивали как соответствующие умеренной или глубокой умственной отсталости, а к 6-7 годам – легкой умственной отсталости. 

Атипичный аутизм (F84.1) 
Атипичный аутизм – расстройство общего психического развития, которое впервые проявляется после 3 лет или характеризуется отсутствием типичных для синдрома Каннера отчетливых нарушений в некоторых психопатологических сферах. 

Атипичный аутизм наиболее часто диагностируют у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма, а также у детей с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Критерии расстройства выполняются и при атипичном детском психозе, например, с манией и гиперактивностью. 

Синдром Ретта (F84.2) 
Синдром Ретта – расстройство, встречающееся только у девочек. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием ребенка следуют парциальная или полная потеря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы. Расстройство обычно манифестирует в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря произвольных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Первые два или три года жизни наблюдается задержка социального и игрового развития, в среднем детском возрасте имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии (расстройство движений в конечностях при отсутствии в них паралича), сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, хореоатетоидными движениями пальцев рук. Исход расстройства – тяжелая психическая инвалидизация, к которой часто присоединяются эпилептические приступы. 


Дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3) 
Дезинтегративные расстройства детского возраста – иные, чем синдром Ретта, расстройства общего психического развития, при которых наблюдается отчетливая потеря на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков, по меньшей мере, в нескольких сферах развития. Диагноз основывается на факте достоверно нормального развития ребенка, по крайней мере, до 2 лет, затем происходят глубокий регресс или распад речи, регресс игровой деятельности, социальных навыков и адаптивного поведения. Часто наблюдается потеря контроля за функцией кишечника или мочевого пузыря, ухудшается контроль за двигательными функциями. Прогрессирование расстройства сопровождается общей потерей интереса к окружающей обстановке и стереотипной двигательной активностью. 

В некоторых случаях потеря навыков носит постоянно прогрессирующий характер, если расстройство сочетается с прогредиентным неврологическим заболеванием, но более часто за ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние – плато, затем наступает частичное восстановление утраченных функций. У некоторых детей после периода восстановления функций следует повторный регресс. Многим детям с дезинтегративным психическим расстройством детские психиатры, ориентированные на российскую психиатрическую школу, ошибочно выставляют диагноз детской шизофрении. 
Прогноз расстройства обычно неблагоприятный, у большинства больных диагностируют умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость. При проведении дифференциальной диагностики дезинтегративное расстройство детского возраста необходимо различать с приобретенной афазией с эпилепсией (F80.3), элективным мутизмом (F94.0), синдромом Ретта (F84.2), шизофренией с нетипично ранней манифестацией (F20). 

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4) 
Это расстройство включено в группу нарушений общего психического развития вследствие того, что у детей с тяжелой умственной отсталостью и выраженной гиперкинетической симптоматикой часто наблюдается стереотипное поведение. Такие дети обычно не реагируют позитивно на лечение стимулирующими препаратами (в отличие от тех, у кого коэффициент умственного развития в пределах нормы), у них могут проявляться тяжелые дисфорические реакции (иногда с психомоторной заторможенностью). 

Диагноз зависит от сочетания несоответствующих развитию ребенка тяжелой гиперактивности, двигательных стереотипий и выраженной умственной отсталости (коэффициент умственного развития ниже 50). Для диагноза должны быть в наличии все три определяющих клинических признака. Если выполняются диагностические критерии F84.0, F84.1 или F84.2, то эти состояния должны диагностироваться вместо данной рубрики. Следует отметить, что при использовании диагностической рубрики F84.4 обязательно указывается и соответствующий код умственной отсталости. 

Синдром Аспергера (F84.5) 
Самостоятельность данного расстройства вызывает дискуссию. Синдром Аспергера, как и синдром Каннера, характеризуется качественными нарушениями социального взаимодействия, ограниченными стереотипными формами поведения и интересами. В отличие от аутизма, при синдроме Аспергера не наблюдается общего недоразвития речи или когнитивных функций, большинство детей имеют нормальный общий интеллект. Вероятно, по крайней мере, некоторые случаи синдрома Аспергера представляют собой мягкие варианты синдрома Каннера. Рубрика – синдром Аспергера – объединяет также расстройства, которые можно оценивать как аутистическую психопатию или шизоидное расстройство детского возраста. При проведении дифференциальной диагностики синдром Аспергера необходимо различать с шизотипическим расстройством, простой шизофренией, нарушением привязанности детского возраста. 

 


 10 возможных признаков связанных с аутизмом отклонений в развитии детей в возрасте от 6 до 12 месяцев 


Несмотря на то, что зачастую диагноз «аутизм» не устанавливается ребенку младше 3 лет, некоторые дети начинают проявлять признаки задержки развития, не достигнув возраста 12 месяцев. Хотя не все дети, проявляющие задержку в развитии, позже будут диагностированы как аутичные, эксперты говорят о том, что раннее выявление таких признаков является возможностью получить максимальную выгоду от ранней диагностики и вмешательств, которые, как полагают, улучшает дальнейшее развитие ребенка. 
Доктор Ребекки Де Ланда, директора Центра аутизма в Балтиморе Ланда рекомендует, чтобы родители во время игры со своими детьми в возрасте от 6 до 12 месяцев обращали внимание на следующие признаки, которые были связаны с последующим установлением диагноза «аутизм» и других нарушений в коммуникации: 
1. Ребенок редко улыбается при приближении человека, который осуществляет уход за ним. 
2. Редко пытается имитировать звуки и движения, которые делают другие люди, например, улыбку и смех, во время простого социального обмена. 
3. Задержка появления у младенца лепета или его редкое проявление. 
4. Отсутствие у ребенка реакции на свое имя или ее все более редкое проявление в возрасте от 6 до 12 месяцев. 
5. Неиспользование жестов для общения по достижению 10-месячного возраста. 
6. Скудный зрительный контакт. 
7. Ребенок нечасто ищет внимания родителей. 
8. Постоянное напряжение рук, ног или проявление необычных телодвижений, таких как вращение кистями рук, принятие необычных поз, и другое повторяющееся поведение. 
9. Ребенок не тянется к взрослому, когда тот протягивает руки, чтобы поднять его. 
10. Задержка в развитии моторных навыков, в том числе позднее приобретение навыка переворачиваться и ползать [источник: http://autism-aba.blogspot.com/2012/11/ten-signs-of-autism.html#ixzz2DvD2xnt0]. 
Если родители понимают, что с их ребенком происходит что-то не то и если он теряет приобретенные ранее навыки, то необходимо обратиться к педиатру или специалисту по развитию. Я уже неоднократно писала о том, что чем раньше начнется коррекция, тем быстрее можно «поправить» особенности развития малыша. Нахожу единство во мнениях с доктором Ландой, которая отмечает, что занимать позицию выжидательную «подождем и посмотрим» крайне опасно. Дело в том, что определив отставание по тем или иным навыкам, специалист может провести раннее вмешательство в актуальный уровень развития ребенка. И пока мозг гибкий и продолжает созревать некоторые его структуры, он способен меняться, следовательно, такую возможность терять НЕЛЬЗЯ


 Ребенок с диагнозом аутизма может быть точно так же талантлив, как и любой другой. Однако, для того, чтобы он смог реализовать свои способности и преодолеть отставание в развитии и речи, ему необходима специфическая поддержка и помощь. На сегодняшний день единственным методом коррекции аутизма, доказавшим свою высокую эффективность в многочисленных научных исследованиях, является Прикладной Анализ Поведения.

 


 

Ниже привожу видео одного из моих преподавателей по АВА-терапии.

«Признаки аутизма у детей раннего возраста. Раннее вмешательство», О.В.Доленко

 http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JwDM6l7aij8

ютуб видио аутизм

 https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7jqhQ-CIcks

ФОРУМ

http://autismaba.foruml.biz/f1-forum

 


 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ПЕРВЫЙ

сотрРебенок с аутизмом - это загадка. Не зря символом аутизма во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. 
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":

  • Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
  • Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
  • Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
  • Как сделать так, чтобы ребенок писял в унитаз, а не в штаны?
  • И так далее, и так далее - тысячи вещей, которые дети с аутизмом предпочитают делать по-своему.

Все эти проблемы являются симптомами отсутствия "Руководящего контроля". И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.

Поэтому, достижение "Руководящего контроля" является самой важной частью обучения аутичного ребенка.  Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Роберт Шрамм (Robert Schramm, МА, ВСВА), один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения "Руководящего контроля", который могут использовать как родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления взаимодействия с аутичными детьми. Применение всех этапов этого метода приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию - без особых усилий с вашей стороны.

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это - процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

Итак, первый шаг для достижения "Руководящего контроля" состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ваш ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контролирование этих предметов является необходимой частью для достижения "Руководящего контроля". Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.

Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону, сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках - запомните его, и когда он закончит им заниматься - тоже спрячьте. Этот предмет в дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-нибудь постоянные действия - качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать на батуте - то начните контролировать и их - прикройте окно шторами, переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так, чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.

Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые движут ребенком - это очень полезное упражнение для нас, родителей и учителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и поощрения хорошего поведения. Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулов, и в дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом, мы можем развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать его более эффективно.

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ.

 

 

 

Покажите ребенку, что с вами весело! Сделайте каждую интеракцию между вами и ребенком веселым развлечением, для того, чтобы ребенок захотел проводить с вами больше времени. И как только ребенок начнет воспринимать вас как человека, с которым весело и интересно - он будет готов сотрудничать - только чтобы уловить побольше интересных минут.

Говоря поведенческим языком, учитель должен приобрести такую же мотивационную ценность, как и любимые занятия и предметы ребенка (Pairing).

Более 75% обучения построено на социальной интеракции, в которых учитель ассоциируется с получением поощрений и похвалы.                                                           рук конт карт поощр

Каким образом этого можно добиться? Прежде всего, быть предельно внимательными к интересам ребенка. 

Да, у вас ребенок с аутизмом...

Да, у вашего ребенка не такие интересы, как у его сверстников...

Да, ваш ребенок любит бросать мелкие бумажки со стола и смотреть, как они разлетаются по комнате...

Да, ваш ребенок любит крутить колеса у машинок вместо того, чтобы их возить по полу...

(Да, вас это ужасно раздражает, и вы не понимаете, зачем он это делает...) 

Но - это интересы ВАШЕГО ребенка. Это - то, что любит ОН. И на основе тех действий и занятий, которыми любит заниматься ваш ребенок и выстраивается сотрудничество.

Так что же нужно делать? Попытаться "войти" в мир ребенка, и привнести туда что-то еще более интересное, чем есть сейчас.

Совместное времяпровождение и обучение восприятия учителя как "усилителя" основывается на мотивации ребенка и включает, в основном, невербальную коммуникацию. Следуйте за ребенком, и когда он проявляет интерес к чему-либо - поиграйте вместе с ним. Сделайте так, что бы его игры были еще более  интересными только потому, что вы - их неотъемлемая часть.

Если ребенок любит музыку - вы тот человек, который дает ему послушать музыку (см. Шаг первый). Но, кроме того, что вы включаете ребенку музыку, вы также танцуете с ним, берете на руки, подбрасываете или щекочите.

Это вполне нормально выключить музыку, если ребенок выбирает отстраняться от вас или начинает играть в другую игру, или вести себя неподобающим образом. Но, как только ребенок успокаивается, или возвращается к вам - нужно сразу же включить музыку обратно. Данное действие особо важно на первых этапах установления "Руководящего контроля".

Вам всегда следует работать над увеличением уровня удовольствия от интеракции с вами - насколько вы на это способны.

Следует быть осторожными, и ни в коем случае не понижать уровень интереса в тех или иных занятиях. Многим учителям и родителям непонятны или скучны занятия ребенка, и они пытаются привнести в это занятие что-то более "нормативное" или "взаимное". Например, "мы несколько секунд покрутили колеса у машинки, а теперь давай, катай ее по полу!" Или, "мы вместе послушали музыку, а теперь - расскажи стишок!" И когда ребенок отказывается выполнять требование - вся интеракция распадается и вместо веселого времяпровождения получается опять скучное выполнение инструкций.

Учителям и родителям следует попрактиковаться делиться своими идеями с ребенком незамысловатым, но захватывающим образом, не требуя от ребенка ничего взамен. Это не так просто как кажется, поэтому, если вы чувствуете, что у вас не получается - продолжайте практиковаться.

Восприятие интеракции с учителем как поощрения является залогом эффективного обучения, поэтому, не экономьте время и усилия - в дальнейшем это окупится!

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ТРЕТИЙ.

 

Покажите ребенку, что вам можно доверять.             руков контроль2

Научитесь "не бросать слова на ветер", а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

Многие родители и учителя разговаривают без умолку с ребенком, искренне надеясь, что хоть что-нибудь из их слов осядет в голове ребенка. Например, знакомый человек заходит в гости, и мама ребенка начинает щебетать: "Сашенька, посмотри, кто пришел, иди, поздоровайся, скажи "здрасте", ну посмотри, ты же любишь, когда тетя Юля приходит, смотри, кто пришел, иди сюда, поздоровайся за руку, ну что же ты, ты наверное стесняешься, ну не стесняйся, идем, поздороваемся". И при этом, постоянно щебечущая мама пытается притащить Сашеньку поближе к тете Юле, а Сашенька отчаянно пытается вырваться и убежать подальше.

Родителям и терапистам следует помнить, что слова - это не последствия, и уж для детей с аутизмом они не  имеют достаточного веса (расстройство речи при аутизме является одной из причин этого). Слова - это предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам - у вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет сделать правильные решения.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения "Руководящего контроля"должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет.

Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный стимул SD) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование - то есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор "несотрудничества". Только таким образом выбор сотрудничества станет для ребенка выгодным и желанным. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом - у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент - не "экономьте", дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: "Поздоровайся!". Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.

рук конр предметы.3jpg Взвешивайте ваши слова тщательно. Если вы задаете ребенку вопрос ("Пойдем заниматься?", "Пойдем, поздороваемся?", "Сядешь делать уроки?") - у него есть полное право на него ответить и вам придется принять его решение. Это значит, что вам необходимо заранее продумать все возможные варианты реакций, перед тем как вы задаете вопросы. Например, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он сейчас выполнять задание и он отвечает "нет". Реакция вашего ребенка не является проблематичным поведением. Наоборот - его реакция вполне приемлема - он выбрал не заниматься.

Вы должны понимать, что это был ваш выбор - задать вопрос,  который привел к проблемам.

 

Скажите ребенку точно, что вы хотите чтобы он сделал  - дайте четкую инструкцию или SD.

  • Не "Пойдем заниматься?"  - а "Пойдем заниматься!"
  • Не "Поздороваешься с тетей Юлей?" - а "Поздоровайся с тетей Юлей!".

Когда вы говорите ребенку "Садись", "Иди сюда", "Сделай то-то"  - вы всегда должны ожидать от ребенка нужной реакции. Прежде чем открыть рот - проанализируйте вероятность выполнения данного требования - слышит ли вас ребенок, внимателен ли он да данный момент к вашему обращению, может ли он вообще выполнить ваше требование (Если у вас неговорящий ребенок, инструкция "Поздоровайся" - должна быть более конкретной "Дай руку тете Юле"). И если вы не уверены, что на данный момент ребенок может выполнить требование - продумайте, как вы можете ему помочь его выполнить (еще перед тем, как вы дали инструкцию!). Если на данный момент вы не можете помочь ребенку выполнить инструкцию  - лучше ее не произносите.

Но если вы уже решили дать инструкцию - вы не можете позволить ребенку избежать ее выполнения и получить доступ к тем вещам, которые он требует. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы сказали ему сесть на стул, вы не можете дать ему мяч, пока он не сядет на стул. Если он не садится на стул, вы держите у себя мяч, пока он не сделает лучший выбор, и не начнет сотрудничать.

Помните, что на стадии установления "Руководящего контроля" вы не можете "забомбить" ребенка различного рода инструкциями и требованиями. Интеракция с вами должна быть интересной и приятной для ребенка. Это говорит о том, что вы не можете достать из кармана конфету и помахать у ребенка перед носом, заставить его делать домашнее задание, или забрать у него игрушку, с которой он сейчас играет и подняв высоко вверх, требовать "Сядь за стол!", "Подойди ко мне", и так далее.

Требования и инструкции занимают не более 25% от взаимной интеракции с ребенком, и превышение этой нормы сделает времяпровождение с вами обузой и тяжелой повинностью для ребенка, и тогда "Руководящий контроль" станет недостижимой мечтой.

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ 4

 

руков контроль4 Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями. 

Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия (См. Шаг первый) вы можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом Примака"*. 

В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает, что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше требование может быть любым относящимся или полезным.

  • Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор" - ребенок выбрасывает в мусор и получает свою конфету.
  • Ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и спрашиваете "Это какой цвет?" - ребенок отвечает "Желтый" и получает свою конфету.
  • Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и держа ее в руках, говорите "Садись на диван". И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.
  • Ребенок проголодался и хочет есть. Вы накладываете еду в тарелку, и подойдя к ребенку говорите "Садись за стол". Как только ребенок сел за стол - вы даете ему тарелку с едой.
  • Вы выходите с ребенком на прогулку. Уже взявшись за ручку двери, вы говорите: "Подай-ка мне сумку". Ребенок подает вам сумку, и вы выходите.

Возможно также попросить имитировать простое движение как первичный путь развития отношений "ты мне - я тебе".

  • Например, ребенок приносит пульт и просит включить мультик. Вы просите: "Сделай как я" и хлопаете в ладоши. Ребенок хлопает в ладоши, и вы включаете мультик.

 

 Чем в больших случаях ребенок получает поощрение  после того как прежде выполнил инструкцию или хорошо себя ведет, тем быстрее он научится следовать правилам - как самый лучший путь получить то, что он хочет.

Но...

Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.

Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: "Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!". Или, "Хочешь конфетку? Идем заниматься!" Этот вариант - это самое худшее, что вы можете сделать!

ВООБЩЕ не используйте такие выражения как "Если ..., то ...." - "Если ты выключишь компьютер, я тебе дам мороженое".

Эти фразы являются простым путем добиться от ребенка того, что ВАМ нужно, но содержат в себе потенциальный риск и ограничения.  Использование "Если..., то..." фраз не предлагает выбора для ребенка. Это, наоборот, дает ему возможность устроить перебранку.                                                                                                                         руков контроль4а

Другими словами, когда вы предлагаете что-то ребенку - это не его выбор, а ваш.  И если ваше предложение не вызывает достаточно сильную мотивацию у ребенка, чтобы он оставил все на свете, только чтобы получить то, что вы ему предлагаете - вы попадаете в очень нехорошую ситуацию, в которой невозможно установить "Руководящий контроль". То есть, если на данный момент ребенок намного больше хочет смотреть мультики, чем есть конфеты, то он проигнорирует ваше предложение, и не будет выполнять то, о чем вы его просите. И таким образом, ваши слова опять не окажут желаемого действия. Кроме этого, ребенок может начать плакать и сопротивляться, и если вы в конце концов ему уступите - то "плакали" ваши усилия. 

Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. То есть, последовательно и постоянно следуйте всем шагам по установлению "Руководящего контроля" - контролируйте доступ к поощрениям, ищите стимулы, которые его заинтересуют, говорите меньше, и ждите инициативы ребенка - и как только ребенок проявляет инициативу - попросите его сделать что-нибудь для вас. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.

"Принцип Примака" утверждает, что возможность заниматься поведением, которое происходит с большей вероятностью, (например, играть в компьютер) обусловлено появлением  поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью, (например, сложить учебники в портфель) и является усилением поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью. То есть, если складывание учебников является условием для игры в компьютер, и ВСЕГДА игра в компьютер происходит только после складывания учебников в портфель - тогда складывание учебников в портфель будет происходить чаще и вероятность возникновения этого поведения возрастет.                                                                                                                                 сначала-потом

Принцип Примака заключается в следующем: если существует более высокая вероятность возникновения поведения Б по сравнению с поведением А, тогда вероятность возникновения поведения А можно повысить, если сделать поведение Б зависимым от него. (Также известно как «теория относительности усиления», которая основана на работе Дэвида Примака).



Принцип Примака представляет собой прием АВА, который часто также называют «Правилом бабушки». Это название происходит от традиционных высказываний бабушек (известных специалистов в области поведения детей) за столом: «Ты должен съесть все овощи, если хочешь получить шоколадный торт». Ребенок видит аппетитный тортик и прогладывает весь горох, лежащий на его тарелке, чтобы получить доступ к сладкому. У приема, который в данной ситуации использует бабушка, на самом деле существует аналитическое название, «Принцип Примака».

Некоторые профессионалы также называют данный прием «Сначала…Потом», «Если…То» или «Высокая вероятность…Низкая вероятность». Принцип Примака может использовать любой человек, желающий добиться послушания или увеличить вероятность возникновения определенного поведения. Принцип Примака можно использовать в ситуациях, когда вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то, но для ребенка данное поведение не является желаемым, например, поедание овощей, уборка в комнате, питье молока, надевание верхней одежды прежде, чем выйти на улицу и т.п. Проще говоря, Принцип Примака облегчает выполнение нежелательных или неприятных действий в том смысле, что сразу после них наступает какая-либо приятная деятельность.

Во время использования Принципа Примака в первую очередь указывают на то, каким будет усиление. То есть, если поведением Б является поедание шоколадного торта, а поведением А – поедание гороха, тогда следует сказать: «Если ты хочешь кусочек торта, ты должен доесть свой горох». Обратите внимание на слово «если». Преимущество Принципа Примака состоит в том, что получение доступа к поощрению зависит от выполнения задания. То есть, если ребенок все равно отказывается доедать горох, он просто не получит торт. Ребенку дается возможность заработать или потерять усиливающее последствие.

Специалистам в области поведенческой терапии часто задают вопрос: «Какое имеет значение, что именно я скажу в начале?». Причина, по которой «высоковероятное» поведение необходимо упоминать в первую очередь, заключается в том, что это поможет ребенку сосредоточиться на том, что он получит, а не на том, что он потеряет, отдаст или вынужден будет сделать. Старайтесь фокусировать внимание ребенка на поощрении. Когда вы сначала говорите о том, что ребенок должен сделать, дети слышат только требование. Упоминая награду или поощряющий вид деятельности первым, вам будет легче добиться от ребенка послушания. Тем не менее, безусловно, некоторые дети справляются с поставленной задачей и в ситуациях, когда требование указывается первым.

У многих родителей и специалистов входит в привычку следующая стратегия: они предъявляют ребенку требование, ребенок ему сопротивляется, а затем родитель или специалист напоминают ребенку о том, что он может получить. ИЛИ же родитель или специалист напоминают ребенку, что он может потерять. Это очень распространенная ошибка. Такой разговор очень часто перерастает в спор или ссору, и выглядит это приблизительно так:

Родитель: «Шон, пойди и сделай уборку в своей комнате».
Шон: «Нет / Я не хочу / Потом сделаю».
Родитель: «Если ты немедленно не уберешь в своей комнате, тогда сегодня вечером никаких видеоигр!».

На чем в такой ситуации сосредотачивается внимание ребенка? Он фокусируется на нежелательной деятельности (уборка комнаты) и на том, какую привилегию он утратит (видеоигры). После подобных бесед ребенок, как правило, становится все более и более непослушным и, возможно, даже агрессивным, а его родители тем временем все сильнее огорчаются и расстраиваются.

Вот еще один пример того, как поощрение упоминается в разговоре лишь после того, как ребенок проявил непослушание:

Специалист: «Тионна, пришло время уборки».
Тионна: (нет реакции)
Специалист: «Тионна, иди сюда и убери игрушки, я помогу тебе”.
Тионна: «Нет!» (отходит в сторону)
Специалист: «Если ты подойдешь сюда и уберешь, мы сможем выйти на улицу и покачаться на качелях».

На чем концентрируется ребенок в этой ситуации? Он сосредотачивает внимание на поощрении в форме доступа к качелям, и это хорошо. Проблема заключается в том, что ребенок уже проявил непослушание и отказался от уборки, таким образом, он уже получил доступ к усилению (избежал выполнения задачи). Поощрение в форме качели теперь вступило в конкуренцию с избавлением от выполнения поставленной задачи. С точки зрения ребенка, возвращение назад к специалисту и уборка игрушек ради катания на качелях просто того не стоит.

Для того чтобы при предъявлении требования заранее не обрекать себя на неудачу, необходимо разобраться в сущности Принципа Примака. Всегда важно помнить о том, что когда вы произносите слово «если» или «сначала» во время предъявления какого-либо требования, нужно остановиться и ответить на вопрос: «Удалось ли мне четко определить поощрение, которое станет доступным?»

Если ответ «Нет», тогда для чего ребенок будет работать? Что он получит в результате за свое послушание?

Не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что он потеряет. Никому не нравится совершать какие-либо действия только для того, чтобы избежать неприятных событий. Всем людям нравится совершать поступки для того, чтобы получить доступ к чему-либо позитивному. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок с большой вероятностью откажется выполнять ваше требование. Каждое требование, которое вы произносите, может быть выполнено или проигнорировано. Если взрослые будут внимательнее относиться к тому, каким образом они предъявляют детям требования, они помогут им оставаться успешными и получать доступ к поощрению намного чаще.

Ниже приводится несколько примеров корректного использования Принципа Примака (помните о том, что если ребенок часто проявляет непослушание, то лучше упоминать о поощрении, которое он сможет получить, в самом начале):

«Мы можем почитать истории, если ты сначала искупаешься».
«Если ты решишь 5 примеров по математике самостоятельно, тогда сможешь пойти на 10-минутную перемену».
«Сначала ты немного поспишь, а затем мы пойдем в парк».
«Сегодня вечером ты сможешь посмотреть два DVD, если съешь весь свой обед в школе».
«Хочешь покататься на качелях или попрыгать на батуте после того, как уберешь в своей комнате?».
«Кто хочет мороженого?» (ребенок поднимает руку). «Хорошо, тогда поспеши и вымой посуду, чтобы мы могли поесть мороженого!».


Источник: http://www.iloveaba.com/2013/01/the-premack-priniciple.html

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ 5

 

На ранних стадиях установления руководящего контроля поощряйте каждую желаемую реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрений.

Постоянство - это один из наиболее важных компонентов в обучении и воспитании ребенка. Благодаря вашим последовательным действиям ребенок учится, что выбрав сотрудничество, он получит то что хочет  - быстрее и легче.

Понимание того, что правильный выбор приводит нас к желаемым последствиям, отражает все, что происходит в повседневной жизни, и происходит только тогда, если изначально каждый правильный выбор приводит к позитивным результатам.                                                                                                                         руков контроль5а

Другими словами, эти возможности выбора основываются на инструкциях, которые мы даем ребенку, и ребенок должен увидеть, что выполнение инструкций -  это неотъемлемый компонент повседневной жизни. 

Как только ребенок выучил, что в его же самых лучших интересах прислушиваться к вам, он начнет прилагать необходимые усилия, чтобы сфокусироваться на том, что вы хотите от него. В конечном итоге, он начнет подходить к вам и ждать указаний, потому что он научился, что это первый шаг в получении того, что ему нужно.

Как этого добиться? Все предельно просто (просто в теории, и сложно на практике)! Нужно просто поощрять каждую выполненную инструкцию. Даже если случайно ребенок сел возле вас, когда вы его об этом попросили, или подошел к вам, когда вы попросили его подойти, чтобы поцеловать, или когда вы дали ему любимую игрушку и сказали: "Иди, играй!", и он пошел играть. 

Так в чем же сложность? Во внимании. Очень часто мы, родители заняты своими делами и воспринимаем хорошее поведение ребенка как должное. Как приятно, когда наконец-то ребенок от тебя отстал, и спокойно чем-то занялся. Можно подумать и о себе, и о других детях, и невзначай вспомнить о муже...;-)

В данном случае - все должно быть наоборот. Предельная внимательность - залог успеха! Ребенок сделал то, что ему сказали - поощрение, занялся игрушкой - поощрение, сидит спокойно - поощрение! Даже если от родителей это потребует ходить с набитыми поощрениями карманами Опять-таки, внимательность - помнить, что нужно поощрят желаемые действия ребенка, и подготовиться к этому. (А никто и не обещал, что будет легко...)

Поначалу, не дайте ни одной хорошей реакции остаться незаметной и неусиленной хоть каким-либо видом поощрения. Всегда под рукой есть такие поощрения, как пощекотать ребенка, подбросить его вверх или обнять крепким любящим объятием. Позже, когда ваш ребенок хочет и может следовать вашим инструкциям вам следует постепенно снижать частоту использования поощрений.

Другими словами, постоянное поощрение правильных реакций и выполненных инструкций - это временный процесс. И именно таким его нужно воспринимать. Как только мы видим, что ребенок начинает выполнять инструкции быстро и постоянно - пришло время продвигаться вперед.

Постепенное, но медленное снижение частоты поощрений приводит к постепенному повышению частоты желаемых реакций. Как только вы заметили, что желание ребенка выполнять ваши инструкции возросло - перейдите от поощрения каждой реакции на поощрение 2-3 реакций в среднем. То есть, после 2-3 реакций в среднем ребенок будет получать какое-нибудь осязаемое поощрение. В дальнейшем, вы можете продвинуться к переменному режиму поощрений VR-5 (то есть поощрять каждую пятую реакцию в среднем), а далее VR-10 и т.д.  Данное постепенное увеличение частоты поощрений основывается на научных принципах обучения поведения, демонстрирующих образование устойчивой и последовательной реакции при переменном режиме поощрений.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ 6.

руков контроль6 Все дело в мотивации, не правда ли? Покажите ребенку, что вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных.

Делайте записи о каждом предмете или действии, которое вызывает интерес ребенка. Записывайте, в каких ситуациях он предпочитает тот или иной предмет.

Постарайтесь ввести в курс дела своих родных и близких, которые находятся в постоянной интеракции с ребенком, и пытайтесь целенаправленно развивать и расширять интересы ребенка. 

Сегодня ребенок любит калейдоскоп, и готов выполнить любые инструкции и задания, чтобы получить калейдоскоп в свои руки. Но никто не гарантирует, что и завтра ребенок будет также интересоваться калейдоскопом. Большинство детей с аутизмом быстро теряют интерес к различным играм и поощрениям, а большинство родителей и учителей испытывают огромные трудности в пробуждении интереса ребенка к тому или иному стимулу. 

Развитие и расширение областей интереса требует творческих способностей. Один из способов - это присмотреться к тому, что ребенок уже любит, и попытаться найти похожие стимулы и предметы. Например, ребенку нравится корчить рожицы перед зеркалом. Возможно, ему понравится и игры с переодеванием, маски и грим.  Другому ребенку нравится выбрасывать карточки в окно или запихивать их за диван. Возможно, ему понравится складывать монетки или разноцветные бумажки в копилку, конфетти, воздушные шарики или мыльные пузыри, которые можно выдувать стоя на балконе, и они плавно будут падать вниз. Третьему ребенку возможно нравится играть в песке. Возможно, ему понравится возиться с глиной или пластилином, перебирать крупу, или массаж щеткой.

Другой способ - это постоянно показывать ребенку новые игрушки, действия, места. Можно скооперироваться несколькими семьями, и меняться игрушками, чтобы не покупать на постоянной основе. Можно раз в неделю водить ребенка в новые места - разные игровые комнаты, разные парки, ларьки, и так далее. 

Все эти действия помогают расширить круг интересов ребенка, и таким образом, получить "новое оружие в свой арсенал" призов и поощрений. Чем разнообразнее те поощрения, которые вы используете для усиления поведения, тем выше вероятность сотрудничества. Всегда используйте разнообразные призы и поощрения, для того, чтобы интерес ребенка "не перегорал".

Старайтесь так же использовать самые мотивационные предметы для поощрения самых трудных реакций для ребенка, таких, как использование туалета или речевые навыки.

Но, кроме осознания иерархии мотивационных стимулов ребенка, следует осознавать и свои собственные приоритеты.

Чему на данный момент вы обучаете ребенка? Обычно, когда вы работаете с ребенком, у вас могут быть несколько целей одновременно. В данном случае, возможно один выбор, который сделает ребенок, подойдет для вашей цели, но не подойдет для другой. Цели, над которыми вы сейчас работаете - тоже можно записывать в таблицу, и отслеживать прогресс приобретения навыков:

Например, вы используете приз, который интересует ребенка, чтобы поощрять его за выполнение задания. С другой стороны, вы хотите обучить ребенка мотать головой из стороны в сторону и отказываться с помощью этого жеста от нежелательных стимулов. Kогда ребенок закончил собирать все жетоны, вы можете показать ему пpиз, и спросить: "Хочешь это?" Ребенок покачает головой "Да". Но перед тем, как ребенок получит приз - вы можете достать другой предмет, который ребенок не хочет, и спросить: "А хочешь это?" и дать ребенку подсказку, чтобы он сделал отрицательный жест. И только если ребенок правильно показывает отрицательный жест, он получает то, что хочет. 

Чем грозит данная ситуация? А тем, что если вы приступаете к обучению отрицательного жеста в ситуации получения поощрения, то это отдаляет усиление выполнения задания, и таким образом, ребенок научится делать отрицательный жест, но и перестанет выполнять задания.

 В данном случае, вы должны выделить приоритетные цели. Если ваша цель установить "Руководящий контроль" вы можете реагировать по-другому, не так, как если бы вы в это время работали над приобретением какого-либо навыка. Далеко не всегда есть правильный и единственный путь. Поэтому важно знать собственные прерогативы в любой момент и использовать поощрения на этой основе.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ 7

Покажите ребенку, что игнорирование ваших инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут его к поощрению.

Седьмой шаг в процессе достижения "Руководящего контроля" является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.

Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется. На поведенческом языке данное действие называется Extinction  или Прекращение Усиления / Гашение.

Если во время игры с ребенком, или во время занятий ребенок убегает - отреагируйте спокойно. Не следует хватать ребенка, удерживать или силой тащить обратно заниматься. Наоборот, отвернитесь и даже не смотрите в его сторону, и продолжайте делать то, что делали раньше. Заранее побеспокойтесь о том, что ребенок не сможет в это время начать играть с любимыми игрушками, или съесть любимое лакомство, или заняться любимым делом. Все самые интересные и любимые предметы ребенка в это время находятся под вашим контролем, и единственная возможность для ребенка получить их - это вернуться на место и продолжать сотрудничать с вами.

 

Возможно, в начале, тот промежуток времени, который вы ожидаете возвращения ребенка, будет долгим, но не стоит жалеть времени - в дальнейшем, это окупится.

Это не даром упущенное время - в это время идет обучение. Ваш ребенок учится сотрудничать с вами и делать правильный выбор. И, постепенно, эти промежутки времени будут сокращаться, и вы сможете прийти к тому, что ребенок не только не будет избегать занятий, а даже будет проявлять инициативу и требовать заниматься.

Использование процедуры прекращения усиления / гашения (Extinction) является одним из самых эффективных инструментов для уменьшения нежелательного поведения. Первые шесть шагов для достижения "Руководящего контроля" помогают мгновенно увеличить частоту желательного поведения, и при правильном использовании существенно облегчают повседневную интеракцию с ребенком. Пока ребенок с вами сотрудничает, вы прекрасно и весело проводите время. Но эффект прекращения усиления не проявляется мгновенно. Результат приходит в будущем, и основывается на отсутствии усиления нежелательного поведения. Вы применяете седьмой этап обучения "Руководящего контроля" каждый раз, когда хотите уменьшить нежелательное поведение.

На самом деле "непоощрение" нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее усиливаемое поведение прекращает усиливаться, происходит так называемый "взрыв", и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму. 

Например, если раньше, когда ребенка звали заниматься и выключали телевизор, он начинал визжать и бросался на пол, и после этого ему позволяли продолжать смотреть телевизор ("Нe дай бог, у ребенка будет травма! Психологическая!";-), то теперь, если все-таки телевизор останется выключенным, то ребенок начнет визжать еще больше, еще сильнее, и может начать биться головой об пол. 

Вот здесь, в основном, и происходит основная ошибка родителей и преподавателей - на самом пике визга и криков ребенку включают телевизор, чтобы успокоился ("Ну черт с ними, с занятиями, лишь бы травмы не было! Психологической!").  И таким образом нежелательное поведение, только в еще более тяжелой форме, закрепляется и усиливается.

Другими словами, для эффективного применения седьмого этапа необходимо подготовиться к "взрыву", и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.

Из-за опасности усиления более тяжелой формы поведения при взрыве желательно заручиться поддержкой близких или специалистов, которые помогут пережить "взрыв", и сохранив хладнокровие, продолжать жизнь дальше.

руков контроль7б

Многие родители предпочитают не пытаться справиться с "взрывом", т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым ("Опять травма эта! Психологическая!"), и боятся навредить ребенку своим отказом.  Но, на самом деле, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная "психологическая" травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.

Установление "Руководящего контроля" - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Но, в основном благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.

 

Статьи о семи этапах установления "Руководящего контроля" написаны на основе материалов поведенческого аналитика Роберта Шрамма http://knospe-aba.com/cms/en/home.html

Posted in: АВА-терапияРазвитие навыков у ребенка

Read more: http://autism-aba.blogspot.com/2011/02/7.html#ixzz445hHFLLg