Социальное здоровье детей дошкольного возраста: Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей» – Консультация по теме: «Социальное здоровье дошкольника» Консультация для педагогов ДОУ

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Консультация для воспитателей ДОУ

Социальное здоровье детей

Что такое социальное здоровье?

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Под воздействием каких факторов формируется психическое и социальное здоровье ребёнка?

Внутренние

Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.

Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду. 
Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко. 

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. 
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение. 

Влияние педагога на социальное развитие ребёнка


Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности:
1. Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества. 
2. Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно. 

3. Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы. 
4. Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку. 
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала. 
Говоря о социальном здоровье дошкольников, назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм. 
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица. 
3. Знание своих прав и обязанностей. 
4. Признание интересов других людей. 
5. Проявление толерантности и эмпатии. 
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 
7. Оптимистическое отношение к трудностям. 
8. Способность помогать и поддерживать других. 
9. Контроль и регулирование своего поведения. 
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша. 
11. Владение этикетом. 
12. Разделение зла и добра. 
13. Человечность и справедливость и т. д. 
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми, входящими в группу риска

Какие дети относятся к группе риска
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем, 
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей, 
-одаренные, 
-дети с проблемами в учебной деятельности, 
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком, 
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д. 

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования. 
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. 
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя. 

Какие качества должны быть у педагогов
Особые качества, которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения; 
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить. 

Средства для сохранения и развития социального здоровья детей

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей? 
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты. 

2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни. 
4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность. 
5. Ритуалы и традиции группы. 
— Ежедневные ритуалы. 
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать. Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма) 
Итог

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Консультация по теме: «Социальное здоровье дошкольника» Консультация для педагогов ДОУ

Социальное здоровье дошкольника

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации ресурсов его здоровья, в том числе и социальных, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Если задать присутствующим вопрос: что в Вашем понимании «социальное здоровье?». Скорее всего, можно будет услышать, что это воспитанность. И это отчасти правда. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального социально здорового дошкольника.

Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

Социально здоровый ребенок   — это значит в соответствии своему возрасту:

— способен к построения межличностных отношений,  к анализу различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

— освоил нормы,  средства и способы общения,

— обладает базисными коммуникативными умениями:

  • умение вступать в контакт, слушать другого,
  • умение обратиться с просьбой или сказать «нет»,
  • понимать состояние другого человека,
  • анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

— обладает достаточным уровнем самовыражения, отсутствием скованности и закомплексованности;

-обладает уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

— готов к сотрудничеству и совместной деятельности;

— готов принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;

— готов к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

И. В. Кузнецова определяет следующие составляющие социального здоровья детей:

1. адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада),

2. овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная),

3. овладение нормативным, правилосообразным поведением, выработка индивидуального стиля поведения, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация — интеграция в общество

Какие же условия формирования социального здоровья детей как со стороны семьи, так и в образовательном учреждении:

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

— эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно,  то его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Социальное здоровье ребенка — такое состояние, при котором его возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.

Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности ( у ребенка проявляется несформированность социальных чувств, интересов, навыков, умений), что может привести к социокультурной деформации личности, которая снижает социальную адаптивность личности.

Нарушение социального здоровья связано с социальной пассивностью ребенка либо с деконструктивной активностью. Для профилактики социальной беспомощности ребенка следует включать его в тренинговые формы работы как в образовательных учреждениях, так и в психолого-педагогических медико-социальных центрах (ППМС-центрах). Социальное нездоровье личности, ребенка, как правило, проявляется в нарушении закона, формировании делинквентного поведения. Такая категория детей является объектом исследования социальной педагогики. Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья с детьми, входящими в группу риска (дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем; дети из алкоголизированных/наркотизиро-ванных семей; одаренные; дети с проблемами в учебной деятельности; дети с ограниченными возможностями; дети, воспитывающиеся в семьях с низким (или, наоборот, с чрезмерно высоким) материально-экономическим достатком; дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах, территориях; дети, требующие различного рода формы реабилитации; дети — социометрические звезды или социометрические отверженные; дети, не посещающие школу, занимающиеся бродяжничеством; дети с умеренными психическими нарушениями; дети, подвергшиеся насилию и др.).

Полученные данные свидетельствуют, что нарушения социального здоровья наиболее ярко проявляются, начиная со школьного возраста, а именно с младшего школьного возраста. Это явление связано, прежде всего, с несколькими основаниями: изменение социального статуса ребенка, содержание новой социальной роли школьника, большее влияние процесса стихийной социализации со стороны дворового детского сообщества, изменение процесса социально-психологической адаптации в связи с возрастным кризисом семи лет. Социокультурные личностные деформации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте у детей с неблагоприятной семейной обстановкой. Данная категория подростков совершает административные и уголовные правонарушения.

Таким образом, заботясь о социальном, психическом, физическом здоровье подрастающего поколения, мы создает благоприятную почву для сбережения, накопления составляющих духовного наследия нации, всех граждан, живущих в Российской Федерации.

Консультация по теме: консультация для воспитателей «социальное здоровье дошкольников»

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ


Социальное здоровье
Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье подрастающего поколения
Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в детском возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.
Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у детей. И это не может быть связано только с теми переменами, которые произошли в обществе в девяностых годах. На социальное здоровье детей в гораздо большей степени оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.
Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании детей и подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.


Социально-экономические аспекты здоровья детей в России
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.  Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве .  Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение , антропометрические показатели , подверженность сердечнососудистым заболеваниям , возникновение психических расстройств  и смертность .   Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.
Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения уже давно вызывает тревогу.  Можно выделить две проблемы в этой области.  Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождаются больными или заболевают 40% новорождённых, в то время как в 1990 г. этот показатель был равен 15%), что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов (а также отчасти может быть связано с успехами медицины, обеспечивающими увеличение выживаемости недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией).  Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. 
Полное и адекватное представление о том, как формируется здоровье подрастающего поколения, какие факторы оказывают влияние на этот процесс – важнейшие условия разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережения генофонда.  Однако факторы, детерминирующие здоровье (нездоровье) детей, недостаточно изучены. 
Проведенное исследование самооценки здоровья детей, полученные на основе анализа данных РМЭЗ и Обследования здоровья в Англии, убедительно свидетельствуют о том, что здоровье российских детей значительно хуже по сравнению с их сверстниками из Англии: доля детей, имеющих хорошее и очень хорошее здоровье, в России – около 60%, в то время как в Англии – 90%.  
Биологические (наследственные) характеристики
Исследование показало, что здоровье детей, независимо от возраста, тесно связано со здоровьем  матери. Для тех из них, матери которых имеют 2 и более хронических заболеваний, наблюдается значительный риск плохого здоровья и хронических патологий .  Возможно, это объясняется унаследованной восприимчивостью к различным болезням,  менее здоровым внутриутробным развитием, или более низким качеством заботы, которую способна дать ребенку больная мать.   Кроме того, на здоровье матери и ребенка могут оказывать воздействие какие-то общие, но не поддающиеся измерению факторы, приводя к корреляции между состояниями их здоровья.

Социальное окружение ребенка
Семья является основой благополучия детей.  Влияние семьи можно рассматривать с точки зрения двух важных аспектов: демографического и процесса семейного воспитания. Демографические особенности семьи характеризуются ее композицией (например, размер семьи, ее социально-демографический тип) и социально-экономическим статусом. Процессы семейного воспитания определяют пути, посредством которых семья оказывает влияние на благополучие ребенка. 
Демографические характеристики семьи
Количество членов семьи
Экономические и другие семейные ресурсы, доступные для детей, также зависят от размера семьи.  Предполагалось, что большее количество членов семьи подразумевает меньшее количество материальных расходов на ребенка, что может негативно отразиться на его здоровье.   Однако установлено, что дети из больших домохозяйств (в которых проживает 6 и более членов) обладают лучшим здоровьем по сравнению со сверстниками из домохозяйств меньшего размера. Отечественные исследования [3] также показывают, что дети в больших или многодетных семьях почти не болеют гриппом и другими простудными заболеваниями типа ОРЗ, обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам. Более того, возможно, что дети из больших семей меньше болеют, потому что за  ними есть, кому присмотреть пока родители работают.
Социально-демографический тип семьи
В настоящее время треть детей в России рождается вне брака. При том, что в «доперестроечные времена» доля таких детей составляла 11-14%. Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитываются 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%.
Проведенный анализ выявил слабую связь между здоровьем детей 6-13 лет и проживанием в неполной семье или совместно с другими родственниками. Не совсем понятно, определяются ли эти различия непосредственно структурой семьи или стрессами, являющимися результатом разводов или смерти родителей.  Возможно, влияние типа семьи на здоровье ребенка опосредовано другими факторами, например, материальным положением: в неполной семье или семье других родственников (часто это бабушки и дедушки)  материальных ресурсов (а иногда и времени) ребенку уделяется меньше по сравнению с полными семьями,  что в итоге провоцирует возникновение проблем со здоровьем у него.
Социально-экономический статус семьи
По данным статистики около 20% детей в возрасте до 16 лет в России проживают в условиях бедности.  Связь между социально-экономическим статусом и здоровьем детей, к сожалению, остается мало изученной.  Недавние зарубежные исследования выявили наличие социального градиента для некоторых (но не всех) аспектов здоровья детей и подростков: бедные дети с большей вероятностью имеют плохое здоровье,  чаще подвержены респираторным, желудочно-кишечным заболеваниям, несчастным случаям, для них наблюдаются более высокие уровни смертности по сравнению с детьми из более обеспеченных семей . 
Как показало исследование, наблюдается значительный риск плохого здоровья или хронических заболеваний  в семьях, которым приходится отказываться от  медицинской помощи по причине нехватки материальных средств . Недоступность медицинской помощи, с одной стороны, непосредственным образом оказывает негативное воздействие на здоровье детей, а с другой стороны, может выступать proxy-мерой материального положения семьи в целом.  Плохое  материальное положение не обеспечивает средства для получения таких фундаментальных условий для хорошего здоровья, как питание, жилье и т.п.  Согласно психосоциальной гипотезе, родители в семьях с плохим материальным положением часто подвержены депрессии, что в результате негативно сказывается на качестве родительского воспитания, отношениях между родителями и детьми, и даже может провоцировать неблагоприятное поведение родителей, например, злоупотребление алкоголем, с последующим негативным влиянием на благополучие ребенка .
Другой набор важных факторов, детерминирующих здоровье детей, относится к процессу семейного воспитания.
Образ жизни родителей является важным детерминантом поведения детей и в значительной степени влияет на их здоровье.
Курение матери
Исследование показало, что на здоровье детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста оказывает негативное воздействие курение матери, как настоящее, так и прошлое.    Такая связь может объясняться либо внутриутробным воздействием никотина, либо тем, что ребенок подвергается или ранее был подвержен пассивному курению. 
Исследователи  указывают, что курение матери во время беременности может воздействовать практически на все системы органов будущего ребенка, а также имеет и долгосрочный эффект,  который проявляется уже во взрослой жизни. 
Некоторые упомянутые в данной таблице эффекты кажутся возможными лишь у взрослых, но не у детей, однако следует помнить, что многие болезни взрослых являются следствием тех условий, которые воздействовали на них в детстве. Это касается, прежде всего, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
Потребление алкоголя матерью
Результаты исследования позволили установить тесную связь между здоровьем ребенка и потреблением алкоголя матерью, которая была особенно ярко выражена для детей в возрасте до 13 лет .  При этом наблюдается высокий риск плохого здоровья и хронической патологии даже для тех детей, матери которых употребляют алкоголь лишь 1 раз в месяц. Однако в данном случае необходимо помнить о том, что получить адекватную информацию о потреблении алкоголя чрезвычайно сложно, часто ее утаивают.  Вполне возможно, что, заявляя о потреблении алкоголя 1 раз в месяц, на самом деле женщина потребляет его гораздо чаще.  Можно выделить несколько механизмов, позволяющих объяснить связь между здоровьем ребенка и пьянством матери.
С одной стороны, при злоупотреблении алкоголем родителями наблюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к большой нервно-психической и физической нагрузке как на семью в целом, так и на детей в особенности.
С другой стороны, связь между потреблением алкоголя матерью и здоровьем ребенка может быть обусловлена долгосрочным злоупотреблением алкоголем женщиной.   О пагубном влиянии употребления алкоголя матерью во время беременности на новорожденного известно давно. Наиболее характерные отклонения, выявляющиеся у детей злоупотребляющих алкоголем родителей уже сразу после рождения, включают: аномалии развития, аномалии лицевого черепа, сердца, костно-мышечной системы, нервной системы,  мочеполовой систем.  Последствия употребления алкоголя беременными могут быть не явными для новорожденных, однако они проявляются в полной мере в дальнейшем, и выражаются, например, в отставание развития нервной системы и умственной неполноценности. 
Психические расстройства родителей
Депрессия оказывает существенное негативное воздействие на благополучие ребенка , т.к. матери в состоянии депрессии с большей вероятностью плохо заботятся о детях, и даже проявляют чувства враждебности и неприязни по отношению к ним .  
Исследования свидетельствуют о том, что дети матерей, испытывающих депрессию, более агрессивны, подвержены асоциальному поведению, имеют трудности в общении со сверстниками, низкие способности к самоконтролю и плохо успевают в школе .  Дети, матери которых находятся в состоянии депрессии,  сами подвергаются риску развития депрессии  .  
Более того, дети родителей, страдающих депрессией, могут быть подвержены риску плохого здоровья, т.к.  они с меньшей вероятностью получают необходимую медицинскую помощь и медикаменты, когда они требуются, по сравнению с детьми, родители которых не имеют психических расстройств.  
С другой стороны, необходимо также отметить, что  материнская депрессия может являться результатом проблем со здоровьем у ребенка.
Занятость матери
Все более растущая вовлеченность женщин в участие на рынке труда поднимает вопрос о том, как влияет занятость матери (замещение ее другими родственниками, нянями, детскими учреждениями и.т.п.) на здоровье и благополучие ребенка. Исследование позволило установить высокий риск плохого здоровья и хронических заболеваний для детей работающих матерей, особенно для детей дошкольного возраста и подростков .
В литературе существует несколько предположений, которые объясняют, каким образом  занятость матери может нанести ущерб благополучию ребенка.  Согласно так называемому «аргументу привязанности» , когда связь между матерью и ребенком регулярно нарушается частой разлукой,  привязанность ребенка к матери ослабевает, что приводит к долгосрочным негативным последствиям в его развитии.  «Аргумент занятости» не сильно отличается от «аргумента привязанности», однако он менее ориентирован на психологические теории и акцентирует внимание на недостаток времени, которое занятая мать может уделять ребенку.   Его суть состоит  в том, что никто лучше матери не может быть компетентен в вопросах социализации, эмоциональной поддержки, образования детей.  Согласно аргументу занятости, если женщина работает весь день, то она не может в достаточной мере уделять времени, внимания и любви своему ребенку; и это наносит ущерб его развитию.   
Физическое окружение также оказывает существенное влияние на здоровье детей.   Жилье является не только укрытием от неблагоприятных влияний природы, но и мощным фактором, в значительной степени определяющим состояние здоровья. 
Комфортность и благоустроенность жилья имеет большое значение для  поддержания здоровья на должном уровне. Вместе с тем в РФ жилищная проблема стоит очень остро. Это проявляется как в крайне низкой обеспеченности жильем, так и в низком уровне его благоустроенности и комфортности. Положение усугубляется общим экономическим кризисом, в результате чего практически прекратило существование бесплатное предоставление государственного жилья, а его приобретение за счёт личных сбережений невозможно для большинства населения. Поэтому в силу этих и других причин большая часть населения проживает в плохих жилищных условиях. Впрочем, можно ли назвать «жилищными» условия, в которых на одного члена семьи приходится не более шести квадратных метров жилой площади, в которых обедают по очереди, а уроки дети готовят на коленках?  В таких условиях проживает 22% детей согласно данным РМЭЗ.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что перенаселенность жилища оказывает существенное негативное воздействие на здоровье детей младшего и среднего  школьного возраста .  Наблюдается более чем двукратный риск плохого здоровья и хронических заболеваний для тех из них, кто проживает менее чем на 12 квадратных метрах жилой площади на человека по сравнению с обладателями более просторных жилищ (19 и более квадратных метров).  Для детей дошкольного возраста величина риска также была значительна, но статистически незначима. Негативное влияние перенаселенности может проявляться в повышенном риске инфекционных заболеваний, в особенности тех, которые передаются воздушно-капельным путем или при личном контакте (грипп, туберкулез, менингит, респираторные, вирусные, бактериальные, кишечные, кожные  инфекции) . Перенаселенность жилища также оказывает негативное воздействие на психическое здоровье его обитателей, в особенности детей. Результатом перенаселенности могут стать повышенная возбудимость, напряженность, агрессия и более низкие уровни взаимодействия с другими детьми, плохая успеваемость .  Высокая плотность заселения жилища в детстве провоцирует возникновение проблем со здоровьем во взрослом возрасте: способствует респираторным заболеваниям ,  развитию рака желудка , задержке роста  и сердечнососудистым нозологиям. 
Тип жилья
Исследование позволило установить тесную связь между здоровьем и типом жилья для детей дошкольного возраста: те, кто проживают в отдельной квартире или собственном  доме,  имеют меньший риск для здоровья по сравнению с теми, кто живет в общежитии или арендованном жилье .  Аналогичный результат был получен ранее для взрослого населения западных стран и г. Москвы .  Различные гипотезы были предложены для объяснения такой связи.  Согласно одной их них, тип жилья является признаком других причинных факторов, таких как доход или социальное положение, нежели чем оказывает прямое воздействие на состояние здоровья. Еще одна гипотеза предполагает, что существует прямая связь между психологическими особенностями, такими как самооценка, и здоровьем: обладание отдельным жильем повышает самооценку индивида, что благоприятно отражается на его здоровье. Проживание в отдельном жилище обеспечивает некую степень контроля над помещением – чувство защищенности, а это очень важно для здоровья .
Однако более вероятной представляется гипотеза, согласно которой тип собственности прогнозирует жилищные условия, физическое и социальное окружение, которые оказывают воздействие на здоровье детей. 
Тип поселения
Тип поселения может воздействовать на здоровье двояким образом.  С одной стороны, можно предположить, что дети, проживающие в сельской местности, подвержены плохому здоровью по сравнению с городскими сверстниками в связи с возможным более низким уровнем жизни,   меньшим доступом к качественным услугам здравоохранения на селе.  С другой стороны, возможна и обратная ситуация.  Сельские дети более физически активны, питаются более здоровой пищей и, в целом, проживают в более экологически чистой и менее стрессовой обстановке.  И поэтому могут быть более здоровыми по сравнению с городскими.     Полученные результаты подтвердили именно последнюю гипотезу . 
Таким образом, проведенное исследование показало что здоровье (нездоровье) детей имеет комплексный характер, включая многие детерминанты, многие из которых поддаются воздействию и требуют безотлагательного вмешательства со стороны государства и общества.  От этого зависит результат, цена которого — здоровье и жизнь подрастающего поколения, будущее России.

Статья на тему: Аналитическая справка «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников»

«Социальное здоровье

дошкольников и младших школьников

 МОУ Прогимназии »

Аналитическая справка

Подготовили

педагог-психолог

МОУ Прогимназия

Морозова Н.В.

Воспитатели 4группы

Щеглова Т.А.

Воспитатели 1 группы

Иванова И.А.

Маслова И.В.

Маркс

2011

В ноябре-декабре 2011 года в МОУ Прогимназия проводилось мини-исследование.

Тема:  «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников МОУ Прогимназии».

Актуальность. Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Цель:

выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в МОУ Прогимназии и в семье.

Исследовательской группой – педагогами Ивановой И.А., Масловой И.В., Щегловой Т.А. и педагогом-психологом Морозовой Н.В. были проведены следующие мероприятия:

  1. Проверка обеспечения условий для формирования социального здоровья детей
  2. Диагностика         детей дошкольного возраста и  мл.школьного возраста
  3. Работа с родителями
  4. Посещение открытых мероприятий

В результате исследования проведенного нашей группой было выявлено следующее:

I. Условия формирования социального здоровья детей:

 В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

— эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения.

— работа ведется по программам:  «Истоки», Парамоновой Л.А, «Погружение в сказку» Погосовой,  «Психологическая азбука» Аржакаевой, Вачкова и другие.  Которые включают себя и социальное развитие детей – формируют основу самосознания, создают предпосылки для усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине.

    II. Диагностика социального здоровья:

Диагностическое исследование по оценке уровня социального здоровья ведется по двум направлениям

1. на определение критериально-оценочных и уровневых характеристик сформированности у них социального здоровья, что строится с учётом социально-личностных особенностей

2. на предупреждение отклонений от социально-приемлемого уровня социального здоровья дошкольников и младших школьников, что базируется на нравственно-нормативном опыте взаимодействия ребёнка с социумом, направленном на согласие с самим собой; на выработку моделей саморегуляции поведения в изменившихся условиях, форм самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля, самодеятельности в контексте интегрированности его в социум.

Были использованы  следующие критерии оценки уровня социального здоровья:

— способности построения межличностных отношений;

— освоение норм,  средств и способов общения, анализа различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

— уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

— уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;

— готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;

-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

— готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;

— уровень удовлетворенности качеством своей жизнью;

— готовность личности к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

Оценка  уровня социального здоровья дошкольника :

1.Методика «Закончи историю» (Отношение к моральным нормам) (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель: выявить уровень осознания детьми нравственных норм

2.Методика «Два дома»

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

3.Методика «Паровозик» 

Цель:  определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде

4.Методика «Маски»

Цель: выявить статусное положение ребенка в группе сверстников

6. Тест-опрос по  проблемным вопросам:

— «Зачем ты идешь в детский сад?»

 — «Представь себе, что ты приходишь в детский сад, а там никого из взрослых нет. Делай что хочешь. Что ты будешь делать?»

7. Наблюдение и анализ детского поведения в совместных играх и общении между детьми. Наблюдение за поведением совместной деятельности воспитателя с детьми, детей с родителями.

 

В диагностических исследованиях, по выявлению уровня социального здоровья детей дошкольного возраста, принимали участие воспитанники групп № 1 и №4 в возрасте 6 лет, в количестве 17 человек.

За основу были взяты:

— критерии оценки уровня социального здоровья и подобраны методики (см выше) для оценки уровня социального здоровья детей.

Все данные обработаны и получены следующие результаты:

Название

           методики

уровень

1.Методика «Закончи историю» (отношение к нравственным нормам)

2.Методика

«Два дома»

3. Методика

«Паровозик»

Тест-опросносник «зачем ты идешь в детский сад»

Низкий

недостаточный

средний

достаточный

высокий

12д

14д

17д

Сводная диаграмма по выявлению уровня социального здоровья воспитанников группы №1, №4 МОУ Прогимназии

на 2011-2012 учебном  году

                                           

Оценка  уровня социального здоровья  младшего школьника

Цель: выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе перехода в начальную школу, общения со сверстниками и взрослыми в прогимназии и семье.

Методики для оценки уровня социального здоровья школьника:

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой)

позволяет определить эмоциональное отношение к школе и определить вегетативный коэффициент – ВК. ВК – характеризует энергетический баланс организма, его способность к энергозатратам.  

  1. Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».
  2.  Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички».
  3.  Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Самооценка.
  4.  Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности  учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).
  5. Мини –опрос: «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее? »

«Домики».  

1. Расчет  вегетативного коэффициента показал:

— 14 детей или 5% имеют оптимальную работоспособность. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

— 9 детей или 32% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха

— 2 ребенка или 8% испытывают перевозбуждение, что может привести к быстрому истощению. Необходима нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда снижение нагрузки.

2. Определение устойчивого эмоционального фона, т.е. преобладающее настроение ребенка.

— 13детей или 50%  – эмоциональное состояние в норме,  положительное отношение к школе.

 — 13 детей или  30% — испытывают амбивалентное отношение к школе, т.е. у детей присутствуют и отрицательные эмоции.

3. Определение социальных эмоций. Степень дифференциации эмоций – в норме   у 100% . Позитивные чувства раскрашены основными цветами, негативные – коричневым и черным. Теоретически деформации в тех или иных блоках личностных отношений не наблюдается:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

Но практически необходимо продолжать работу по формировании:

— социально приемлемых способов межличностного взаимодействия,

— познавательных интересов  — блок познания.

4.Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».

Анализ работ «песочная россыпь» показал, что:

72 % детей (20 детей) — оценивают взаимодействие с одноклассниками  на высоком и хорошем уровне, что оказывает позитивное влияние на самих детей, и на их отношения с другими детьми. Это говорит о хороших  перспективах в развитии коллектива.

28% детей (8 детей) — оценивают взаимодействие с одноклассниками на среднем уровне, что может говорить о недостаточно комфортном эмоциональном состоянии.

4.  Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички». Коммуникативные действия показали, что при работе в парах:

100% детей  имеют высокий уровень развития коммуникативных действий;

5. Методика выявления характера атрбуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

— 15 детей или 54%  имеют адекватную самооценку

— 13 детей или 46 % завышенная самооценка

6. Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности  учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).

— 3 уровень «любопытство» — низкий – 13 детей – 47%

— 4 уровень «ситуативный» — удовлетворительный    —  7 детей – 25%

— 5 уровень   «устойчивый» — высокий     —  5 детей- 18%

— 6 уровень    «обобщенный» — очень высокий   —  3 детей – 10%

7. Тест-опрос по  проблемному  вопросу:  «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее. Необходимо  было выбрать 1 предмет из предложенных 5– телевизор, мобильный телефон, компьютер, книга, друг.

Выбор младших школьников говорит о том, что дети  понимают и осознают роль межличностных отношений в социуме.

1-й  класс: 2 д. – комп

                   2д.  — телевизор

                   24  —  друга

2-й класс:  3д – комп.

                   2 д – телевизор

                   20 д. – друга

3-й класс   1р. – комп.

                    1 р. – книгу

                    15 д. – друга

4-й класс  100% — друга.

Таблица уровней развития  социального здоровья младших школьников

уровни

вегетативный коэффициента (работоспособность)

устойчивость эмоционального фона (настроение)

социальные эмоции

(Теоретические знания детей)

Уровень развития детского коллектива(песочная россыпь)

сформированность действий по согласованию для сотрудничества (в парах)

характера атрбуции успеха/неуспеха

(самооценка)

сформированности учебно – познавательного интереса

Тест-опрос по  проблемному  вопросу

1

2

3

4

5

6

7

8

Высокий

10%

89%

Достаточный

50%

50%

100%

72%

100%

54%

18%

Средний

32%

50%

28%

46%

25%

Недостаточный

8%

47%

Низкий

11%

Диаграмма уровней развития социального здоровья младших школьников

 

  III.        Работа с родителями.

  1. Круглый стол «»Поступай с другими так, как хочешь, чтобы  поступали с тобой»

— Что такое социальное здоровье»

      — Пути формирования и сохранения  социального здоровья (тест)

      — советы родителям.

     -Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки) Слова, ласкающие душу ребёнка

  1. Видеоконсультация «Мультики и дети» (влияние мультфильмов  на социальное здоровье детей)
  2. Оформление информационной стенгазеты и папки-передвижки «Социальное здоровье» и  «И оттащите ребенка от телевизора».
  3. Разработка 2 буклетов «Полезные советы все случаи жизни» и «Социальное здоровье и здравый смысл».

Вполне естественно, что в вопросах заботы и защиты интересов детей первостепенную роль играет семья. Поэтому дошкольное учреждение должно уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, а также должны учитывать их потребности и интересы. В результате проведенной работы обратили внимание на следующие факты, что родителей гораздо больше заботят три вещи: надежный присмотр за детьми во время отсутствия родителей, здоровье ребенка, хорошая подготовка к школе — такая, чтобы ребенок мог поступить в самое престижное учебное заведение. Наконец, они очень честолюбивы и готовы пожертвовать самочувствием ребенка, лишь бы «натаскать» его для поступления в престижную школу или в престижный спортивный кружок. В результате интересы и установки детей и родителей оказываются диаметрально противоположными друг другу. Конечный итог: наличие детей-невротиков еще на уровне детского сада. По данным специалистов к концу школы он переваливает за половину выпускников.

IV. Посещение открытых мероприятий.  

Посетили открытые мероприятия педагогов, пришли к следующим выводам:

1. в своей работе педагоги используют различные методики, как традицион ные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.  

2.  На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).

3. Обращает внимание, что педагоги мало отслеживают посадку детей в учебном процессе, не обращают внимание на положение ног и осанку.

Рабочая  группа в процессе исследования социального уровня здоровья детей МОУ Прогимназия после проведения всех запланированных мероприятий и посещения открытых занятий педагогов сделала следующие

выводы:        

  1. Работа по формированию социального здоровья детей, посещающих МОУ Прогимназию ведется систематически и на достаточно высоком уровне, по комплексной системе воспитания дошкольников и младших школьников, здоровых физиче ски, всесторонне развитых, инициативных и раскрепощённых, с развитым чувством собственного достоинства.
  2. В МОУ Прогимназии делается упор не только на физическое, физиологическое, но и на социально-нравственное здоровье, эстетическое, а также на формирование адекватных межличностных отношений, адаптации детей к изменяющимся условиям жизни.
  3.  В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

— эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения;

— сбалансированное питание.

  1. Педагоги применяют не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
  2. При работе с детьми учитываются социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание. Что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
  3. На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).

Учитывая, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению

предлагаем:

  1. Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в МОУ Прогимназия.
  2. Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.
  3. Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..
  4. Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
  5. На родительских собраниях  посмотреть передачу, о влиянии  мультиков на неокрепшую психику детей. Обсудить,  как правильно смотреть мультфильмы, на что обращать внимание, к каким последствия в будущем и сейчас это приводит. Учитывая, что и российские веселые мультики не всегда рассказывают о  корректном взаимоотношении героев (современный вариант сказки «Маша и медведь»).

 

 

Статья по теме: «Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья — социум».

   «Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья — социум».

Марченко О.А., заведующий муниципального бюджетного

 дошкольного образовательного учреждения

 центра развития ребенка – детского сада № 14 «Росинка»

 города Ставрополя,  

Барабаш Е.Ю., к.пс.н., доцент СФ МГГУ им. М.А.Шолохова,

научный руководитель экспериментальной площадки

В современном обществе, изобилующем трудностями и критическими ситуациями, экономической, политической и ценностной нестабильностью, чрезмерными информационными нагрузками, высокой стрессогенностью социальной обстановки все острее встает проблема: помочь растущему человеку найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей уникальной жизни, не поддаться депрессивным тенденциям, сформировать внутреннюю силу, стремление к личностному росту. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье»  как цели и критерии успешности личностного развития человека. В нашем случае мы бы хотели остановиться на его компоненте – социальном здоровье.

Социальное здоровье в научном мире понимается как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие в социальных контактах. Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Основной задачей предыдущих лет деятельности ДОУ была реализация игротерапевтического метода для благоприятного развития психологического здоровья детей. Данная задача бала решена путем систематического использования педагогами релаксационных игр, психогимнастических упражнений, театрализованных игр, подвижных игр и сказкотерапии под руководством педагога-психолога. Опыт был обобщен выпуском в 2010 году методического пособия «Гуманитарные технологии подготовки педагогов к реализации игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста» и представлен на всероссийском конкурсе «Росточек», где был удостоен серебряной медалью. А так же, и социальным педагогом в долгосрочном проекте «Содружество», который стал лауреатом Всероссийского конкурса «Росточек» в 2011 г., и краткосрочном социальном проекте «Мир: мы и родители» в 2012г.  

В этих проектах наше внимание направлено на исследования, посвященные критериям социального здоровья. Социальное здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, которое определяет неразделимость телесного и психического. Социально здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Социальное здоровье детей имеет свою специфику. Так как основу социального здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, то оно у ребенка будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые развиваются с возрастом. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками – О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившими свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание социального здоровья предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Объективные условия жизни и вытекающая из них необходимость многоплановых внутренних и внешних перемен свидетельствует о необходимости стратегических изменений в организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения с целью создания системного комплекса методов и приемов оптимизации психолого-педагогического воздействия на воспитание детей, особенно в проблемных и неблагополучных семьях. Только психологически здоровый взрослый, владеющий современными психолого-педагогическими методами воздействия, сможет воспитать в ребенке ответственное и сознательное отношение к своей уникальной личности.

Как важнейшее условие для оптимизации психолого-педагогического воздействия на воспитание детей в проблемных семьях мы считаем создание единого пространства с социумом, в котором растет ребенок: культурные организации города, парки, музеи, общественные, научные и спортивные организации. Всегда детские сады проводили такую работу, но зачастую контакты были бессистемны и случайны.

Для выполнения поставленных задач в дошкольном учреждении планируется создание особого личностно-ориентированного пространства, в котором участники педагогического процесса чувствовали бы себя защищено, психологически комфортно и стремился к удовлетворению более высших своих потребностей – самовыражению, самосовершенствованию.

Для успешной разработки по реализации выполнения задач эксперимента, созданы:

1). Научно-методическая служба в составе заместителя директора, методиста по эксперименту, научного руководителя, совета педагогов с функциями:

—        организация эксперимента, планирование работы;

—        организация передового педагогического всеобуча;

—        создание альтернативных программ и технологий;

—        создание методической и психологической помощи работникам ДОУ и т.п.

2). Медико-социально-психолого-коррекционная служба, осуществляющая:

—        комплексное диагностирование детей, педагогов, родителей воспитанников;

—        анализ психолого-педагогического мониторинга;

—        разработка рекомендаций по коррекционной работе с детьми, их родителями и педагогами ДОУ.

3). Создание методико-педагогического совета (педиатр, старшая медсестра, воспитатель по ФИЗО, методическая служба).

Служба занимается:

—        созданием условий для оптимального психофизического развития детей, педагогов дошкольного учреждения;

—        созданием банка данных медико-психолого-социальной информации о здоровье всех участников педагогического процесса;

—        формированием культуры здоровья у педагогов, детей и их родителей в тесном контакте с общей культурой ребенка.

Повышение качества образовательного процесса в условиях эксперимента включает оптимизацию профессионализма сотрудников, которая невозможна без методического и личностного совершенствования педагогов. Развитие педагогических умений воспитателей (дидактических, организационных, коммуникативных в планировании, а также методико-аналитических, прогностических, креативных, в самоконтроле) позволит достичь поставленные цели.

    «Росинка» — это дом, где организованная среда создает наилучшие условия для психологического и социального здоровья ребенка. «Росинка»  — это дом, где оказывается помощь и социальная адаптация детям и родителям с разнообразными потребностями и возможностями.  «Росинка» — это дом, где новые методики, программы, внедрение которых позволяют добиться превышения программных требований и стандартов. Дружно живот дети, родители и педагоги в «Росинке».

Мы, педагоги, рады видеть детей здоровыми и успешными, а родителей спокойными и счастливыми.

Наши дошкольники любознательны, энергичны, полны надежд. Их время – время радости и мира, игры и роста. Медицинская служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии социально-психологической службой, цель которой  здоровьесбережение дошкольников, развитие в них интегративных качеств, ведь здоровый ребенок  — талантливый  ребенок и задача педагогов «Росинки» беречь здоровье дошкольников, чтобы талантов было больше.

«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья — социум».

«Развитие социального здоровья детей в едином пространстве ДОУ – семья — социум».

Марченко О.А., заведующий муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

центра развития ребенка – детского сада № 14 «Росинка»

города Ставрополя,

В современном обществе, изобилующем трудностями и критическими ситуациями, экономической, политической и ценностной нестабильностью, чрезмерными информационными нагрузками, высокой стрессогенностью социальной обстановки все острее встает проблема: помочь растущему человеку найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей уникальной жизни, не поддаться депрессивным тенденциям, сформировать внутреннюю силу, стремление к личностному росту. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье» как цели и критерии успешности личностного развития человека. В нашем случае мы бы хотели остановиться на его компоненте – социальном здоровье.

Социальное здоровье в научном мире понимается как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие в социальных контактах. Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Основной задачей предыдущих лет деятельности ДОУ была реализация игротерапевтического метода для благоприятного развития психологического здоровья детей. Данная задача бала решена путем систематического использования педагогами релаксационных игр, психогимнастических упражнений, театрализованных игр, подвижных игр и сказкотерапии под руководством педагога-психолога. Опыт был обобщен выпуском в 2010 году методического пособия «Гуманитарные технологии подготовки педагогов к реализации игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста» и представлен на всероссийском конкурсе «Росточек», где был удостоен серебряной медалью. А так же, и социальным педагогом в долгосрочном проекте «Содружество», который стал лауреатом Всероссийского конкурса «Росточек» в 2011 г., и краткосрочном социальном проекте «Мир: мы и родители» в 2012г.

В этих проектах наше внимание направлено на исследования, посвященные критериям социального здоровья. Социальное здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, которое определяет неразделимость телесного и психического. Социально здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Социальное здоровье детей имеет свою специфику. Так как основу социального здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, то оно у ребенка будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые развиваются с возрастом. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками – О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившими свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание социального здоровья предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Объективные условия жизни и вытекающая из них необходимость многоплановых внутренних и внешних перемен свидетельствует о необходимости стратегических изменений в организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения с целью создания системного комплекса методов и приемов оптимизации психолого-педагогического воздействия на воспитание детей, особенно в проблемных и неблагополучных семьях. Только психологически здоровый взрослый, владеющий современными психолого-педагогическими методами воздействия, сможет воспитать в ребенке ответственное и сознательное отношение к своей уникальной личности.

Как важнейшее условие для оптимизации психолого-педагогического воздействия на воспитание детей в проблемных семьях мы считаем создание единого пространства с социумом, в котором растет ребенок: культурные организации города, парки, музеи, общественные, научные и спортивные организации. Всегда детские сады проводили такую работу, но зачастую контакты были бессистемны и случайны.

Для выполнения поставленных задач в дошкольном учреждении планируется создание особого личностно-ориентированного пространства, в котором участники педагогического процесса чувствовали бы себя защищено, психологически комфортно и стремился к удовлетворению более высших своих потребностей – самовыражению, самосовершенствованию.

Для успешной разработки по реализации выполнения задач эксперимента, созданы:

1). Научно-методическая служба в составе заместителя директора, методиста по эксперименту, научного руководителя, совета педагогов с функциями:

— организация эксперимента, планирование работы;

— организация передового педагогического всеобуча;

— создание альтернативных программ и технологий;

— создание методической и психологической помощи работникам ДОУ и т.п.

2). Медико-социально-психолого-коррекционная служба, осуществляющая:

— комплексное диагностирование детей, педагогов, родителей воспитанников;

— анализ психолого-педагогического мониторинга;

— разработка рекомендаций по коррекционной работе с детьми, их родителями и педагогами ДОУ.

3). Создание методико-педагогического совета (педиатр, старшая медсестра, воспитатель по ФИЗО, методическая служба).

Служба занимается:

— созданием условий для оптимального психофизического развития детей, педагогов дошкольного учреждения;

— созданием банка данных медико-психолого-социальной информации о здоровье всех участников педагогического процесса;

— формированием культуры здоровья у педагогов, детей и их родителей в тесном контакте с общей культурой ребенка.

Повышение качества образовательного процесса в условиях эксперимента включает оптимизацию профессионализма сотрудников, которая невозможна без методического и личностного совершенствования педагогов. Развитие педагогических умений воспитателей (дидактических, организационных, коммуникативных в планировании, а также методико-аналитических, прогностических, креативных, в самоконтроле) позволит достичь поставленные цели.

«Росинка» — это дом, где организованная среда создает наилучшие условия для психологического и социального здоровья ребенка. «Росинка» — это дом, где оказывается помощь и социальная адаптация детям и родителям с разнообразными потребностями и возможностями. «Росинка» — это дом, где новые методики, программы, внедрение которых позволяют добиться превышения программных требований и стандартов. Дружно живот дети, родители и педагоги в «Росинке».

Мы, педагоги, рады видеть детей здоровыми и успешными, а родителей спокойными и счастливыми.

Наши дошкольники любознательны, энергичны, полны надежд. Их время – время радости и мира, игры и роста. Медицинская служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии социально-психологической службой, цель которой здоровьесбережение дошкольников, развитие в них интегративных качеств, ведь здоровый ребенок — талантливый ребенок и задача педагогов «Росинки» беречь здоровье дошкольников, чтобы талантов было больше.


Автор: Марченко Оксана Алексеевна

Статья: Проблема здоровья детей дошкольного возраста

 Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:

 ∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;

 ∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о