Системы воспитания детей: Современные системы воспитания детей и подростков – Популярные системы воспитания детей

Содержание

Современные системы воспитания детей и подростков

Воспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написано тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не придерживаясь каких-либо особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, которые имеют свои принципы и методы. Рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день педагогические системы воспитания детей и подростков.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.

В вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Оцените статью

3.80 из 5 (Голосов:10)

Популярные системы воспитания детей


Системы воспитания

Сейчас многие родители, следуя веяниям моды или исходя из других побуждений, отказываются от привычных в нашей стране способов воспитания и берут за основу различные воспитательные методики. Какие существуют популярные системы воспитания детей рассмотрим в этой статье.


Вальдорфская школа

Методика разработана Р. Штайнером в 20в., впервые была применена в городке Вальдорф, отсюда и название. Большое внимание уделяется творчеству. Уже в детском саду основной упор делается на рисование, прикладное творчество, пение, танцы, театрализованные постановки.


Вальдорфские куклы

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка. 


Урок в вальфдорской школе

Также до 7 лет запрещается нагружать ребенка интеллектуальными заданиями, чтобы он дольше оставался в своем детском мире.


Что такое Вальфдорская школа

Методика Масару Ибука


Методика Масару Ибука

Разработчиком системы является основатель корпорации Сони, у которого в семье случилась трагедия – сын после заболевания начал стремительно отставать в развитии.


Методика Масару Ибука

По убеждению автора методики, родители должны сделать жизнь ребенка яркой и красочной, выявить его спрятанные задатки. Поэтому с самого раннего возраста основное внимание нужно уделять занятиям музыкой и иностранным языкам.

!!!Важно!!!

Но не следует принуждать ребенка стремиться к идеалу в музыке или познаниях языков.


Краткая версия бестселлера Масару Ибука «После трех уже поздно»

Система Марии Монтессори


Система Марии Монтессори

Воспитание по этой системе основывается на самостоятельном развитии ребенка, в котором родители (учителя) лишь помогают малышу в самостоятельном освоении и покорении этого мира.


Самостоятельное развитие

Главной задачей родителя по этой методике является увлечение ребенка и выявление его способностей.


Метод Марии Монтессори
Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества

Концепцию разработал Шалва Амонашвили. Согласно убеждению автора, родители должны вести себя с детьми, как с равными. Что хотелось бы взрослому, то нужно давать и ребенку, а именно уважать, учитывать его мнение и предпочтение, ребенок не должен быть бесправным рабом. Не нужно с пренебрежением относиться к переживаниям и проблемам малыша. Для этого нужно мысленно ставить себя на место ребенка.


Советы по Воспитанию Детей — Амонашвили Ш.А.
Система Сесиль Лупан

Система Сесиль Лупан

Методику разработал не ученый и психолог, а мать нескольких детей из Бельгии. Предполагается обучение с первых дней жизни.


Обучение с первых дней жизни

Автор настаивает на необходимости задействовать в воспитании всевозможные сигналы: тактильные, слуховые, зрительные. Для этого нужно разговаривать с малышом, включать музыку, давать прикасаться к различным предметам и показывать разноцветные предметы и картинки.


Воздействовать с помощью различных сигналов

Каждое занятие нужно прекращать до того, как ребенок почувствует усталость и насыщение от игры. Заканчивать упражнения нужно любимым делом ребенка, чтобы у него оставались приятные ощущения.


Методика Сесиль Лупан
Вывод:

Рассмотренные системы воспитания – наиболее популярные на данный момент. Вы можете остановить свой выбор как на конкретной методике, так и сочетать несколько разных, добавляя свои хитрости и включая свои элементы.

Системы воспитания детей

Как придерживаться порядка воспитания детей

Системы воспитания детей – совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: физическом, эстетическом, умственном развитии. Современным родителям сделать осознанный выбор крайне сложно. Как выбрать единственно правильную систему воспитания детей? Стоит ли следовать определенным системам? Каковы основные типы воспитания детей?

Системы воспитания детей: стоит ли придерживаться рекомендаций?

Рождение ребенка – важный этап в жизни каждой семьи. Воспитание детей – одна из основных задач родителей. В раннем возрасте происходит закладка основных черт характера, ребенок вырабатывает определенную модель поведения, которая в дальнейшем будет лишь совершенствоваться под влиянием различных жизненных факторов и общества. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут негативным образом сказаться не только на послушании ребенка в детстве, его успеваемости в школе, общении со сверстниками, но и на взрослой жизни человека, его трудолюбии и трудоспособности, эффективности и продуктивности семейной жизни, позиции в обществе. Осознанное воспитание – это взвешенный подход всех членов семьи к воспитательному процессу с целью формирования гармоничной личности, интеллектуально-развитого, нравственного члена общества. Воспитательный процесс является подготовкой ребенка к жизни в современном обществе. На сегодняшний день доступно множество систем воспитания детей, каждая из которых основывается на определенном подходе к развитию тех или иных качеств личности, которые, по мнению создателей системы, являются наиболее важными с точки зрения личностного развития.

Избрав для себя осознанное воспитание, родители задаются вопросом, какую систему воспитания детей выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует, так как каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода к процессу его воспитания. Так, поведение ребенка в раннем возрасте обусловлено его физиологическими и психическими потребностями и особенностями. Он еще не осознает сути и роли манипулирования взрослыми, поэтому его капризы непреднамеренны.

Любая из доступных систем воспитания детей носит лишь рекомендательный характер. Нельзя слепо следовать какой-либо одной методике. Выбрать лучшее из каждой эффективной методики является оптимальным решением для каждой семьи.

Немецкая система воспитания детей предполагает четкость и организованность в каждом аспекте жизни ребенка: режим дня, питании, обучении и развитии, увлечениях и общении с взрослыми и сверстниками. Особое внимание данная система воспитания уделяет личному пространству ребенка. Традиционно у ребенка есть своя территория, где он волен делать то, что он хочет, однако на остальной территории дома должен соблюдаться порядок. Материнство не исключает немецких женщин из общественной жизни, карьеры. В современной Германии детские образовательные учреждения придерживаются системы воспитания детей, основанной на традициях и культуре страны, исключая авторитаризм и подавление личности.

Французская система воспитания детей отличается большей лояльностью по отношению к детям в семье. Однако родители предпочитают карьеру воспитанию ребенка, в то время, как французские детские сады готовы принимать малышей едва достигших полугода. Семья и сплоченность имеет большое значение.

Японская система воспитания детей предполагает вседозволенность в поведении ребенка до достижения им 5 лет, строгость и ограниченность в его воспитании от 5 до 15 лет. По достижении 15 лет с ребенком обращаются как с равным.

Еще одной общепризнанной и практикуемой во всем мире является система воспитания детей Марии Монтессори. Основополагающим принципом системы является помощь и содействие ребенку в самостоятельном познании и освоении мира. Так ребенок учится самостоятельно познавать природу вещей, что является незаменимым навыком во взрослой жизни.

Среди многообразия доступных систем воспитания детей не существует единственно правильной, которая поможет безошибочно и успешно воспитать ребенка.

Типы воспитания детей и их основные характеристики

Психологи выделяют 5 основных типов воспитания детей. Тип воспитания – модель, которой придерживаются родители в своем отношении к воспитательному процессу. Так, основными типами воспитания ребенка являются:

  • Авторитарный тип – процесс воспитания, характеризующийся строгой дисциплиной, недостатком родительской любви и ласки, нивелированием интересов ребенка, ограничением самостоятельности ребенка, жестким контролем над всем происходящим в семье. Воспитательный процесс регулируется четкими правилами, обязательными к соблюдению. Такой тип воспитания детей порождает конфликты и взаимное непонимание родителей и детей в подростковом возрасте либо же провоцирует формирование слабой личности, легко поддающейся «дурному» влиянию;
  • Либеральный тип – процесс воспитания характеризуется мягким подходом, вседозволенностью, минимальной дисциплиной, отсутствием запретов и ограничений, четких требований и границ допустимого. Дети в процессе такого воспитания зачастую вырастают конфликтными личностями, отвергая в общении и отношениях тех, кто не потакает их интересам. Либеральное воспитание приводит к плохой успеваемости в школе ввиду непонимания ребенком требований, четко следовать дисциплине;
  • Авторитетный тип воспитания детей – процесс воспитания, основанный на дисциплине и рациональных проблемно-ориентированных стратегиях в отношениях. Данный тип воспитания предусматривает определенную независимость ребенка, альтернативу поведения, что развивает чувство самоуверенности, долга и ответственности;
  • Хаотичный тип воспитания – воспитательный процесс, характеризующийся отсутствием четкой стратегии со стороны родителей в формировании личности ребенка, требований, дисциплины, непредсказуемостью решений и действий со стороны родителей, в результате ребенок развивается неуверенным, безответственным, нерешительным;
  • Опекающий тип – гиперопека как воспитательный процесс проявляется в стремлении выполнить все за ребенка, решить все поставленные перед ним задачи, в результате чего у ребенка формируется завышенная самооценка, чувство тревожности, беспомощности, эгоистичности.

Порядок воспитания детей

Анализ основных типов воспитания детей Выбирая правильные тактики и методики воспитания детей, родителям не стоит забывать об основных принципах и порядках осуществления воспитательного процесса независимо от избранной системы воспитания детей. Любой порядок воспитания детей должен соответствовать таким принципам:

  • Обязательность;
  • Комплексность;
  • Равнозначность.

Порядок воспитания детей в каждой семье регулируется принятыми нормами, режимом, устоями, при этом создаются комфортные условия для обеспечения гармоничного развития ребенка.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

5 опасностей японской системы воспитания

В Японии существует особый подход к воспитанию детей, который европейцам сложно понять. Звучит он так: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, после пятнадцати – равный. Разбираемся, какие опасности несет в себе эта система.

Японская система воспитания детей, не допускающая в частности никаких запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Между тем плоды, которые эта система дает на родине, не такие уж и сладкие – общество в Стране восходящего солнца с трудом можно назвать самым здоровым и счастливым. Экономическое развитие и высокий уровень жизни не спасает от эмоциональных расстройств. Жители Японии часто страдают депрессией, имеют различные варианты зависимостей (трудоголизм, алкоголизм). Вместе с врачом-психотерапевтом Айной Громовой мы разобрали главные минусы воспитательной модели Японии.

Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.

  • Возраст от 0 до 5 лет – малыш считается «императором», его купают в любви и ничего не запрещают;
  • Возраст с 6 до 15 лет – период «раба», ребенок идет в школу, начинается строгая дисциплина, приучение к порядку, подчинению, выделяться из своей социальной группы не принято;
  • 16 лет и старше – ребенок становится «равным», главное значение приобретает работа и признание в коллективе.

У каждого периода есть свои особенности, но есть и незыблемые постулаты. Например, с детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. «Над тобой будут все смеяться» – хуже любого наказания и запрета. Так где же перегибают палку японские родители, и с какими воспитательными методами нам лучше быть осторожнее?

1. Вседозволенность опасна

До 5 лет японский малыш практически не знает запретов, его не будут ругать за проступки ни домочадцы, ни прохожие на улице. Мир для ребенка практически не имеет границ. Но так ли это безобидно, особенно за пределами японского общества? Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребенок растет в искусственной среде, в «консервной банке». Со временем у него возникают серьезные эмоциональные проблемы, особенно в случае взаимодействия с другими людьми, вне своего дома. Укоренившееся осознание того, что все, чего я хочу, я должен получить, делают ребенка уязвимым. Когда он начинает хотеть чего-то не только от родителей, но и от окружающих, не готовых удовлетворять любой его каприз, каждое «нет» наносит  ребенку травму и вызывает непонимание, протест и кризис.

Наличие границ обеспечивает обязательные рамки, внутри которых растет личность. Период до шести лет характеризуется тем, что малышу крайне интересна предметная деятельность (юный исследователь-почемучка изучает все вокруг), а также в это время формируются понятия «я – другие», «мое – чужое», по факту, ребенок сепарируется в отдельного человека, формируются его личные, социальные и имущественные границы. Именно в это время объяснение  ребенку, что можно, чего нельзя – это один из базовых принципов воспитания. Без них у маленького человека может развиться тревожность, ведь он не может систематизировать весь поток информации и впечатлений, который получает от мира!

Другой вопрос, что эти рамки не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это так же не дает возможность развиваться ребенку в полной мере. Можно все и ничего нельзя – две крайности. Как верно заметили древние греки – все хорошо в меру.

2. Материнская гиперопека рождает инфантильность

В период «императора» японские дети неразрывно связаны с матерью. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным. Малыш долго спит в одной кровати с мамой, она продолжительное время носит ребенка на руках и, конечно, выполняет все прихоти и капризы. Близкие отношения мамы и дитя имеют ряд плюсов, но часто это перерастает в гиперопеку, которая мешает формированию самодостаточной личности. Ребенок – отдельный субъект. Базовая задача родителей – помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни. Если мама долгое время берет на себя ответственность за настроение ребенка, за результаты его проступков, исправляет за него ошибки, то это мешает развитию ответственности у ребенка. Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Зерна будущей личной зрелости должны закладываться в детском возрасте. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей. Человек должен с детства научиться понимать, что его действия ведут к результату, который может ему не понравиться. Поэтому сначала разъясняем, а потом даем возможность получить результат собственных действий. Залез в лужу – пришлось идти домой, споткнулся на игрушках – нужно было вовремя их убрать за собой. Только так ребенок уяснит, что несет ответственность за себя и свои поступки сам. И тогда требование к подростку: «Думай своей головой» – будет реальным.

3. Гендерное воспитание – прошлый век

Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определенные знания и навыки, которые позволяют добиваться серьезных результатов. Но гендерное различие в воспитании давно подвергается критике, так как ошибочно считать, что только для мальчиков важно поддерживать их амбиции, развивать лидерские качества и так далее. Такой подход дискредитирует девочек.

4. Принцип «Будь как все!» мешает росту личности

В 6 лет японские дети идут в школу – и все кардинально меняется. Любые резкие изменения всегда носят стрессовый характер. «Императорская» жизнь под боком у мамы сменяется «рабским» трудом в школе, где царит дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все! – и это главный принцип японской школьной системы. Между тем ребенка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность. Очевидно, что когда система воспитания выстроена по принципу «быть как все»  – собственную индивидуальность развить весьма трудно.

5. «Угроза отчуждения» приводит к неврозам и депрессиям

Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С 16 лет, когда наступает период «равного», молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них не совершить какую-то ошибку, которая повлечет осуждение общества. Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать и прислушиваться к мнению большинства, ты рискуешь стать жертвой травли, моббинга и буллинга. Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы, некоторые не справляются с таким ударом, впадают в депрессию, иногда она завершается суицидом. Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребенка зависимость от мнения других. Все хорошо в меру!

Чем более здоровая основа личности будет заложена внутри семьи, тем меньше вероятность, что когда-то этот человек будет обращаться за психологической помощью.

Айна Громова ─ врач-психотерапевт, психиатр.  

Фото: Getty Images

Системы воспитания детей

Содержание:
Системы воспитания детей07.05.16 10:00 / 👁5258 (14 за неделю) / ⏱️17 мин. /

С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Художественно эстетическая деятельность дошкольников Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для про …

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.
  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет. Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства. Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Причащение младенцев и дошкольников 7 посетителей рекомендуют7 Причащение младенцев и дошкольников

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в пр …

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.

  1. Сухомлинский В.А. настаивал на невозможности привития любви к детям с помощью учебных пособий и посещения специализированных занятий. Он полагал, что развитие этой способности возможно при условии участия личности в общественной жизни, предусматривающей наличие взаимоотношений с другими индивидами. Педагог был убежден в невозможности выстраивания доверительных отношений между ребенком и воспитателем без реализации принципа справедливости. Что интересно, понятие справедливости не являлось для писателя абстрактной величиной. Он полагал, что справедливым по отношению к детям может быть назван лишь тот человек, которому удалось проникнуть в духовный мир ребятни, понять мотивацию поступков и изучить личные интересы каждого. Под добротой Сухомлинский В.А. понимал правдивость, пронизывающую эмоции учителя и ощущаемую детьми. Игры у кандидата психологических наук ассоциировались со светлым оконным проемом, посредством которого внутренний мир ребенка обогащается представлениями об окружающей действительности. В чтении он видел тонкий инструмент, способствующий усвоению знаний и открывающий путь к богатой на эмоции духовной жизни. Заслуженный учитель обращал внимание родителей на тот факт, что овладение знаниями не должно рассматриваться в качестве главной цели и конечного стимула прилагаемых усилий. В отличии от взрослых желание детей к обучению зиждется на эмоциональной окраске мыслей, интеллектуальных переживаниях и специфических особенностях умственного труда в период взросления. Сухомлинский В.А. отождествлял человека с его представлениями о счастье, усматривал в музыке мощный источник мысли и был твердо уверен в том, что основу нравственной убежденности составляют нравственные привычки и поступки. Также он предлагал двигаться от красивого к человечному и возвел это движение в ранг закономерности воспитания.
  2. В полезном влиянии игр на детей не сомневался и Макаренко А.С. Эта убежденность сквозит в одном из изречений, согласно которому жизнь ребенка должна быть пропитана игрой. В то же время он не представлял правильного воспитания без трудовой деятельности. Последняя рассматривалась в качестве одного из главных элементов воспитательного процесса. Автор нашумевших работ обращал внимание на то, что в рамках семьи ребенок учится общаться с близкими людьми, получает представление о нуждах и потребностях, знакомится с чувствами ответственности, принадлежности и зависимости, осознает важность получения и оказания помощи. Один из четырех основоположников принятого в XX в. способа педагогического мышления (по версии ЮНЕСКО) также выделял социальный аспект воспитания современных людей. Он настаивал на том, что даже самый лучший человек не в силах в одиночку воспитать ребенка. Опыт полноценно развитой личности не ограничивается семейными воспоминаниями и наставлениями педагогов. Дети нуждаются в доступе к более обширному материалу, коим является жизнь, знакомящая с самыми разнообразными проявлениями действительности. По мнению Макаренко А.С. особое внимание должно быть уделено развитию таких чувств, как честь, долг и дисциплинированность. С его точки зрения звания дисциплинированной личности достоин человек, демонстрирующий правильное поведение в любых жизненных ситуациях. Под приемлемым поведением педагог понимал совокупность полезных для общества поступков.
  3. Амонашвили Ш.А. советует принимать учеников такими, какими они есть. Ему хочется, чтобы детей окружали добрые люди, способные представить себя на месте ребенка. Сформулированные известным педагогом заповеди основаны на вере взрослых в собственные педагогические навыки, безграничные возможности ребенка и эффективность гуманного подхода. Оптимистичное отношение, понимание и любовь к детям психолог возвел в ранг законов. Наиболее ценными личностными качествами в его представлении являются преданность, искренность, доброта и откровенность, взращиваемые за счет присущего ребенку стремления к свободе, взрослению и развитию. В рамках воспитательного процесса Амонашвили Ш.А. советует придерживаться следующих принципов:
  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников 8 посетителей рекомендуют8 1 посетитель не рекомендует1 Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников

Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физи …

  • В опекающей разновидности солирует гиперопека. Ребенок освобождается от необходимости принятия решений и выполнения действий. Концентрирующиеся на жизни малыша взрослые способствуют формированию завышенной самооценки. Растущие в подобных условиях дети склонны к проявлениям эгоизма. Помимо этого они довольно часто ощущают себя беспомощными, что не может не вызывать тревоги.
  • Для хаотичного типа воспитания характерно отсутствие четко изложенной стратегии. На этапе формирования личности отпрыска родители не выдвигают понятных требований и не настаивают на соблюдении дисциплины. Действия матери и отца классифицируются как непредсказуемые. Взрослеющие в таких семьях дети со временем превращаются в нерешительных и безответственных индивидов.
  • Авторитарная форма может быть рассмотрена в качестве очередной крайности. Строгая дисциплина соседствует с нивелированием детских интересов. Нехватка любви и ласки со стороны родителей усугубляется ограничением самостоятельности, предполагающей наличие жесткого контроля над каждым совершенным действием. Разработанные взрослыми правила обязательны для выполнения. При таком подходе возможно двоякое развитие ситуации. В первом случае родители и дети конфликтуют из-за обоюдного непонимания, в то время как во втором пагубность последствий проявляется в слабости формирующейся личности, не способной противостоять плохому влиянию.
  • Либеральный образец основан на вседозволенности. Минимальная дисциплина и мягкость подхода не предполагают наличия ограничений и запретов. Границы допустимого остаются размытыми. Воспитанных по подобной системе детей принято относить к конфликтным индивидам, не способным общаться с людьми, не потакающими их интересам. Либеральный подход — прямая дорога к плохой успеваемости, вызванной непониманием необходимости четкого следования дисциплине и выполнения выдвигаемых обществом требований.
  • Наиболее приемлема авторитетная модель воспитания, базирующаяся на дисциплине. В ходе воспитательного процесса применяются проблемно-ориентированные стратегии, способствующие выстраиванию рациональных отношений. Для подобного типа воспитания характерно предоставление ребенку свободы, включающей в себя определенные поведенческие альтернативы. Ощущение независимости благоприятно сказывается на формировании чувств долга, ответственности и уверенности в собственных силах.

Полезные советы

В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Организация трудовой деятельности дошкольников 18 посетителей рекомендуют18 1 посетитель не рекомендует1 Организация трудовой деятельности дошкольников

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не …

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.

Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным. Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Воспитание детей в Японии 18 посетителей рекомендуют18 Воспитание детей в Японии

Поскольку дети определяют будущее человечества, то очень важным является вопрос их воспитания. Разум …

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты. При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

Оцените статью!
Рекомендовать 25 Не рекомендовать 1

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

Как воспитывают детей в разных странах мира

Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира.

Европейские системы воспитания

Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.

Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)

В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.

В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.

В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.

Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)

В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.

Как воспитывают детей во Франции

С малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения.

Как воспитывают детей во Франции

Подход к воспитанию детей в Германии

В германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Как воспитывают детей в Испании

Семейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.

Как воспитывают детей в Испании

Особенности воспитания детей в Англии

Английский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».

Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными.

Азиатские системы воспитания

Воспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей.

Как воспитывают детей в Японии

До 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства.

Особенности воспитания детей в Китае

Особенности воспитания детей в Китае

Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.

Уважение к старшим воспитывается в китайских детях с ранних лет. Культура Китая требует от подрастающего поколения таких качеств, как дисциплинированность, колоссальное трудолюбие, чувство коллективизма.

Как воспитывают детей в Индии

Как воспитывают детей в Индии

В Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства.

Американская система воспитания

Особенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута.

Выводы

Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников.

Выводы

Заключение

В современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития!

Секреты восточной системы воспитания, которые помогут вырастить талантливого и умного ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Азиатские страны, такие как Китай, Япония и Корея, уже много лет подряд занимают первые строчки рейтинга образования, по данным международной программы по оценке успеваемости учащихся PISA. 15-летние студенты с Востока чаще превосходят по математике, чтению и естественным наукам других студентов по всему миру.

Вырастить талантливого и успешного ребенка, который уважает старших, свою культуру и поступает правильно, — главная цель на Востоке. Но как родители ее добиваются?

Для этого существуют гласные и негласные правила, которым следуют в странах Азии уже много десятков лет. И о них AdMe.ru расскажет вам в этой статье.

Считается, что образование не главное

Но только в первые 2 года. В этот период на первое место ставится эмоциональная составляющая, поэтому ребенка максимально окружают заботой и теплом. Важен тактильный контакт: ребенка часто берут на руки, даже без видимой надобности.

Тут не принято считать, что до определенного возраста ребенок еще не способен что-либо понимать. Хоть малыш и не может ответить, но он начинает принимать и анализировать информацию еще задолго до рождения. Поэтому родители стараются подавать пример, даже когда ребенок еще в пеленках.

Огромное значение уделяют личному опыту

Но, в отличие от западной системы воспитания, на Востоке не принято запрещать. Если ребенок начинает делать что-то опасное или нежелательное, взрослые переключают его внимание на другое. В восточной системе считается, что запрет может остановить познавательный интерес.

Поэтому малышу расскажут об опасности, объяснят, почему лучше этого не делать. Но не запретят. Благодаря этому в будущем такие дети мыслят более креативно, умеют искать оригинальные решения, соблюдают важные правила и уважают старших.

Собственные интересы на последнем месте

Например, западные родители говорят: «Не поранься». А в Китае скажут: «Не порань других». Еще до 3 лет детей учат уважению к людям и животным, великодушию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Детей стараются воспитывать таким образом, чтобы они могли уживаться с другими, помогали и учитывали в первую очередь их интересы, а не собственные. В Японии считается, что такой подход очень важен для развития гармоничного общества и государства в целом. Именно поэтому детей учат быть частью команды, частью большого целого.

С 2–3 лет дети посещают несколько спортивных и образовательных кружков

Leave a comment